Л.В. Камедина "Гоголь нерагаданный"
13.11.2009
200 лет со дня рождения великого русского писателя
Николая Васильевича Гоголя
ГОГОЛЬ НЕРАЗГАДАННЫЙ
За двести лет, прошедших со дня рождения Гоголя, литература, культура, наука, философия, богословие – всё пытается представить современникам и векам «своего Гоголя». Может быть, лучше всего о Гоголе думали и писали русские поэты и писатели: Пушкин, Тургенев, Вересаев, Брюсов, Набоков. Наверное, только писатель может правильно и точно сказать о писателе. Не дает покоя Гоголь театрам, кинематографу. Сделано большое количество постановок по пьесам Гоголя, сняты кинофильмы. Самым парадоксальным, именно в духе парадоксальности самого Гоголя, следует назвать фильм Павла Лунгина «По страницам «Мертвых душ». На радио записано огромное количество «прочтений» гоголевских текстов. Художников Гоголь интересовал не только своим «ликом», но и выпуклым и красочным описанием характеров героев. Создано множество иллюстраций к произведениям великого русского писателя, написаны картины на гоголевские темы. Композиторы продолжают писать музыку к сюрреалистическим повестям Гоголя. Балет обращается к Гоголю. Наконец, литературоведение за двести лет написало о Гоголе в сотни раз больше, чем сочинил сам Гоголь.
Гоголь задал работы всем, он задал работы векам. К Гоголю никогда не иссякнет интерес. Он почти ничего не написал о своем творчестве, он не раскодировал своих загадочных и символических произведений. Он оставил место для бесконечных интерпретаций. Да и о своей жизни он многого не сказал и не объяснил многих загадочных и необъяснимых поступков своих.
Прадед и дед Гоголя закончили Духовную академию, отец – духовную семинарию, два дяди (по отцу) были священниками. Мать Гоголя была женщиной мистически настроенной. Родители Гоголя видели мистические знаки в знакомстве друг с другом, в счастливом браке и рождении детей. Мать Гоголя, будучи беременной, со слезами молилась в церкви святого Николая Чудотворца о рождении сына. Появившегося ребенка назвали в честь Николая Чудотворца и в селе Васильевка заложили храм Святителя Николая.
Учиться Гоголя отдали в Нежинскую гимназию, где у него «отлично» было только по Закону Божьему, по остальным предметам он не отличался глубокими знаниями, а напротив некоторых предметов стояло – «неудовлетвортельно».
Более всего Гоголь любил молитву. Он считал, что молитва пробуждает в обыкновенных людях мистические способности, развивает творческий дар, очищает и исцеляет душу. Об этом он пишет в письмах Н. Языкову (1844) и В. Жуковскому (1843). В последние годы жизни Гоголь сам стал сочинять молитвы. Вот фрагмент одной из них, посланной А. Иванову в 1847 году: «Влеки меня к Себе, Боже мой, силою святой любви Твоей. Ни на миг бытия моего не оставляй меня; соприсутствуй мне в труде моем, для него же произвел меня в мир, да совершая его, пребуду весь в Тебе, Отче мой, Тебя единого представляя день и ночь перед мысленные очи мои… Верю бо, яко Ты един в силах поднять меня; верю, что сие самое дело рук моих, над ним же работаю ныне, не от моего произволения, но от святой воли Твоей».
Гоголь прожил двойную жизнь: светскую, внешнюю и монастырскую, внутреннюю. Сестра Гоголя, Ольга, вспоминает, что брат ее молился, порой, до потери сознания, до полного изнурения. В Нежине гимназисты считали его «юродивым». В 1840 году Гоголь выразил желание уйти в монастырь. Однако останется в миру, «юродствовать». В 1842 году писатель получит благословение от епископа Иннокентия (Борисова) на паломническую поездку в Иерусалим. До самой смерти будет ездить в Оптину Пустынь, к старцам. Однако вся эта духовная жизнь Гоголя никак не отразится на его художественном творчестве. Он будет писать веселые повести, будет выискивать забавные сюжеты в русской жизни, смеяться над грехами человеческими. В Гоголе всегда будут жить два человека: монах и художник.
Гоголь восхищался Римом. Любил средневековые итальянские соборы, великолепные росписи Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля. В Риме был написан первый том «Мертвых душ». Увлечение поэмой Данте дает толчок к написанию «нечто подобного» и на русской почве. Гоголь задумал три части своей поэмы, «по примеру Дантову» - Ад, Чистилище и Рай. Написал только Ад под названием «Мертвые души». В 11 главе оставил нам сообщение, что «еще две части впереди», но, разочаровавшись в католической концепции устроения Божественного мира, сжег второй том, а к третьему так и не приступил.
Все творчество Гоголя наполнено многоголосием. От его имени говорят пасечник Рудый Панько, «заезжий пан», какой-то дьячок. Все голоса Гоголь слышит внутри себя. В то же время он всех уверял, что это не его голос и не его мнение. Он обособлял героев от собственной личности. Это дает ему возможность показать многоликость мира, полифонизм звучащих в нем голосов.
Гоголь показал Русский мир в полураспаде и умирании. Название, которое он дал своей поэме «Мертвые души» противоречит христианскому представлению о бессмертии души. Под «мертвой» Гоголь понимал не только душу, которая отвратилась от Бога, но и ту, которая проходит несколько ступеней отмирания. Смерть оказывается у него бесконечным умалением, иссяканием жизни. Своей поэмой Гоголь стремился открыть очи живым, чтобы они, увидев мертвое, воскресали к жизни.
В «Мертвых душах» Гоголь запечатлел разные степени отрыва от «древа жизни». Слащавый Манилов знаменует первую степень загнивания отпавшего плода – сахаристое брожение; Коробочка – засыхание плода, засушивание его в бесконечных мешочках и коробочках; Ноздрев – летучая пыль от плода, носимая ветром в разные стороны; Собакевич – очерствление плода души, когда уже и не видно, каким этот плод когда-то был; Плюшкин – прах плода, который через «прореху на человечестве» вытягивается в бездну тьмы кромешной, в пустоту небытия. Гоголь хотел воскресения русского человека, а с ним и всей Руси. Летящая птица-тройка в конце поэмы – это гоголевское чудо всеобщего воскресения.
Смерть самого писателя оказалась мученической. Сначала его мучили врачи. Не находя в нем признаков болезни, они пытались «облегчить» его состояние во время Великого поста: ставили ему пиявки, делали холодные ванны, насильственно пытались накормить. При этом Гоголь твердил: «Оставьте меня!» На этом дело не закончилось. Как только Гоголь перестал подавать признаки жизни, его поторопились похоронить. А ведь еще при жизни писатель оставил Завещание, в котором просил «тела не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения». Гоголь страдал летаргическим сном и порой спал несколько дней. Гоголя погребли заживо. В 1931 году останки Гоголя переносили из Данилова монастыря на кладбище Новодевичьего монастыря. Под пение монашеской панихиды участникам подъема и переложения останков из развалившегося старого гроба в новый предстала жуткая картина: Гоголь лежал на боку, скрюченным, в руках сжимал саван, которым его закрывали и под его длинными ногтями виднелись щепки от гроба.
В настоящее время существует несколько версий смерти Гоголя. Одна из них утверждает, ссылаясь на медицинские документы, что Гоголя сознательно «залечили», то есть умертвили. Причем, убивали Гоголя долго и мучительно. Либералы не могли позволить Гоголю стать монахом, как он хотел в последние дни своей жизни. Вторую версию связывают с «наследниками христоубийственных жидов» (выражение Гоголя), для которых Православие Гоголя – соблазн. Чтобы другие не «соблазнялись» исповеданием истинной веры, лучше убить исповедника. Третья версия связана с якобы «сумасшествием» Гоголя, в результате которого он и умер. Это советская трактовка гибели великого русского писателя, потому что ни Православием, ни масонским заговором коммунистическая критика не могла объяснить смерть писателя, в которую, кстати, его современники не поверили. Слухи о «заживо погребенном» возникли сразу же после отпевания. Уж очень Гоголь не походил на мертвого.
Внимание! При
использовании материалов просьба указывать ссылку: «Читинская и Краснокаменская епархия», а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: chita-eparhia.ru
Все новости раздела
|