Читинская и Краснокаменская епархия
Главная / Библиотека /
  Правящий архиерей
  
  
 
  Новости Патриархии
  
  
 
  Новости епархии
  
 
  Епархия
  
  
  
  
  
  
 
  Церковная жизнь
 
  Анонсы
  
 
  Библиотека
  
  
  
  
 
  Образование
  
  
  
  
  
  
  
 
  Газета “Православное Забайкалье”
 
  Видеостудия “СЛОВО”
 
  Святые места и святыни Забайкалья
  
  
  
 
  Общение
  
  
 
  Документы
 
  О вере Православной
 
  Экскурсии, паломничество
 
  Поиск по сайту


Полезные статьи

Л.В. Камедина "Гоголь нерагаданный"

13.11.2009

200 лет со дня рождения великого русского писателя

Николая Васильевича Гоголя

ГОГОЛЬ НЕРАЗГАДАННЫЙ

Н.В. Гоголь

За двести лет, прошедших со дня рождения Гоголя, литература, культура, наука, философия, богословие – всё пытается представить современникам и векам «своего Гоголя». Может быть, лучше всего о Гоголе думали и писали русские поэты и писатели: Пушкин, Тургенев, Вересаев, Брюсов, Набоков. Наверное, только писатель может правильно и точно сказать о писателе. Не дает покоя Гоголь театрам, кинематографу. Сделано большое количество постановок по пьесам Гоголя, сняты кинофильмы. Самым парадоксальным, именно в духе парадоксальности самого Гоголя, следует назвать фильм Павла Лунгина «По страницам «Мертвых душ». На радио записано огромное количество «прочтений» гоголевских текстов. Художников Гоголь интересовал не только своим «ликом», но и выпуклым и красочным описанием характеров героев. Создано множество иллюстраций к произведениям великого русского писателя, написаны картины на гоголевские темы. Композиторы продолжают писать музыку к сюрреалистическим повестям Гоголя. Балет обращается к Гоголю. Наконец, литературоведение за двести лет написало о Гоголе в сотни раз больше, чем сочинил сам Гоголь.

Гоголь задал работы всем, он задал работы векам. К Гоголю никогда не иссякнет интерес. Он почти ничего не написал о своем творчестве, он не раскодировал своих загадочных и символических произведений. Он оставил место для бесконечных интерпретаций. Да и о своей жизни он многого не сказал и не объяснил многих загадочных и необъяснимых поступков своих.

Прадед и дед Гоголя закончили Духовную академию, отец – духовную семинарию, два дяди (по отцу) были священниками. Мать Гоголя была женщиной мистически настроенной. Родители Гоголя видели мистические знаки в знакомстве друг с другом, в счастливом браке и рождении детей. Мать Гоголя, будучи беременной, со слезами молилась в церкви святого Николая Чудотворца о рождении сына. Появившегося ребенка назвали в честь Николая Чудотворца и в селе Васильевка заложили храм Святителя Николая.

Учиться Гоголя отдали в Нежинскую гимназию, где у него «отлично» было только по Закону Божьему, по остальным предметам он не отличался глубокими знаниями, а напротив некоторых предметов стояло – «неудовлетвортельно».

Более всего Гоголь любил молитву. Он считал, что молитва пробуждает в обыкновенных людях мистические способности, развивает творческий дар, очищает и исцеляет душу. Об этом он пишет в письмах Н. Языкову (1844) и В. Жуковскому (1843). В последние годы жизни Гоголь сам стал сочинять молитвы. Вот фрагмент одной из них, посланной А. Иванову в 1847 году: «Влеки меня к Себе, Боже мой, силою святой любви Твоей. Ни на миг бытия моего не оставляй меня; соприсутствуй мне в труде моем, для него же произвел меня в мир, да совершая его, пребуду весь в Тебе, Отче мой, Тебя единого представляя день и ночь перед мысленные очи мои… Верю бо, яко Ты един в силах поднять меня; верю, что сие самое дело рук моих, над ним же работаю ныне, не от моего произволения, но от святой воли Твоей».

Гоголь прожил двойную жизнь: светскую, внешнюю и монастырскую, внутреннюю. Сестра Гоголя, Ольга, вспоминает, что брат ее молился, порой, до потери сознания, до полного изнурения. В Нежине гимназисты считали его «юродивым». В 1840 году Гоголь выразил желание уйти в монастырь. Однако останется в миру, «юродствовать». В 1842 году писатель получит благословение от епископа Иннокентия (Борисова) на паломническую поездку в Иерусалим. До самой смерти будет ездить в Оптину Пустынь, к старцам. Однако вся эта духовная жизнь Гоголя никак не отразится на его художественном творчестве. Он будет писать веселые повести, будет выискивать забавные сюжеты в русской жизни, смеяться над грехами человеческими. В Гоголе всегда будут жить два человека: монах и художник.

Гоголь восхищался Римом. Любил средневековые итальянские соборы, великолепные росписи Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля. В Риме был написан первый том «Мертвых душ». Увлечение поэмой Данте дает толчок к написанию «нечто подобного» и на русской почве. Гоголь задумал три части своей поэмы, «по примеру Дантову» - Ад, Чистилище и Рай. Написал только Ад под названием «Мертвые души». В 11 главе оставил нам сообщение, что «еще две части впереди», но, разочаровавшись в католической концепции устроения Божественного мира, сжег второй том, а к третьему так и не приступил.

Все творчество Гоголя наполнено многоголосием. От его имени говорят пасечник Рудый Панько, «заезжий пан», какой-то дьячок. Все голоса Гоголь слышит внутри себя. В то же время он всех уверял, что это не его голос и не его мнение. Он обособлял героев от собственной личности. Это дает ему возможность показать многоликость мира, полифонизм звучащих в нем голосов.

Гоголь показал Русский мир в полураспаде и умирании. Название, которое он дал своей поэме «Мертвые души» противоречит христианскому представлению о бессмертии души. Под «мертвой» Гоголь понимал не только душу, которая отвратилась от Бога, но и ту, которая проходит несколько ступеней отмирания. Смерть оказывается у него бесконечным умалением, иссяканием жизни. Своей поэмой Гоголь стремился открыть очи живым, чтобы они, увидев мертвое, воскресали к жизни.

В «Мертвых душах» Гоголь запечатлел разные степени отрыва от «древа жизни». Слащавый Манилов знаменует первую степень загнивания отпавшего плода – сахаристое брожение; Коробочка – засыхание плода, засушивание его в бесконечных мешочках и коробочках; Ноздрев – летучая пыль от плода, носимая ветром в разные стороны; Собакевич – очерствление плода души, когда уже и не видно, каким этот плод когда-то был; Плюшкин – прах плода, который через «прореху на человечестве» вытягивается в бездну тьмы кромешной, в пустоту небытия. Гоголь хотел воскресения русского человека, а с ним и всей Руси. Летящая птица-тройка в конце поэмы – это гоголевское чудо всеобщего воскресения.

Смерть самого писателя оказалась мученической. Сначала его мучили врачи. Не находя в нем признаков болезни, они пытались «облегчить» его состояние во время Великого поста: ставили ему пиявки, делали холодные ванны, насильственно пытались накормить. При этом Гоголь твердил: «Оставьте меня!» На этом дело не закончилось. Как только Гоголь перестал подавать признаки жизни, его поторопились похоронить. А ведь еще при жизни писатель оставил Завещание, в котором просил «тела не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения». Гоголь страдал летаргическим сном и порой спал несколько дней. Гоголя погребли заживо. В 1931 году останки Гоголя переносили из Данилова монастыря на кладбище Новодевичьего монастыря. Под пение монашеской панихиды участникам подъема и переложения останков из развалившегося старого гроба в новый предстала жуткая картина: Гоголь лежал на боку, скрюченным, в руках сжимал саван, которым его закрывали и под его длинными ногтями виднелись щепки от гроба.

В настоящее время существует несколько версий смерти Гоголя. Одна из них утверждает, ссылаясь на медицинские документы, что Гоголя сознательно «залечили», то есть умертвили. Причем, убивали Гоголя долго и мучительно. Либералы не могли позволить Гоголю стать монахом, как он хотел в последние дни своей жизни. Вторую версию связывают с «наследниками христоубийственных жидов» (выражение Гоголя), для которых Православие Гоголя – соблазн. Чтобы другие не «соблазнялись» исповеданием истинной веры, лучше убить исповедника. Третья версия связана с якобы «сумасшествием» Гоголя, в результате которого он и умер. Это советская трактовка гибели великого русского писателя, потому что ни Православием, ни масонским заговором коммунистическая критика не могла объяснить смерть писателя, в которую, кстати, его современники не поверили. Слухи о «заживо погребенном» возникли сразу же после отпевания. Уж очень Гоголь не походил на мертвого.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Читинская и Краснокаменская епархия»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: chita-eparhia.ru

Все новости раздела





Разделы
41,95 KbПри перепечатке материалов сайта просьба указывать ссылку  на  www.chita-eparhia.ru
При цитировании материалов указывать автора
© Читинская и Краснокаменская Епархия.
Адрес: 672039, Россия,
г. Чита, ул. 9-го Января, 50.

Яндекс.Метрика