Читинская и Краснокаменская епархия
Главная / Образование / Паломничество / Иргень / Крестный ход на Иргень. 2006 г.
  Правящий архиерей
  
  
 
  Новости Патриархии
  
  
 
  Новости епархии
  
 
  Епархия
  
  
  
  
  
  
 
  Церковная жизнь
 
  Анонсы
  
 
  Библиотека
  
  
  
  
 
  Образование
  
  
  
  
  
  
  
 
  Газета “Православное Забайкалье”
 
  Видеостудия “СЛОВО”
 
  Святые места и святыни Забайкалья
  
  
  
 
  Общение
  
  
 
  Документы
 
  О вере Православной
 
  Экскурсии, паломничество
 
  Поиск по сайту


Полезные статьи

Крестный ход на Иргень. 2006 г.

КРЕСТНЫЙ ХОД НА ИРГЕНЬ

После молебна в храме св. Пантелеимона на курорте Кука. Фото С. Авдеева19 июня состоялся очередной, VIII-ой по счету, Крестный ход на озеро Иргень. Напомню забайкальцам о том, что Иргень почитается святым местом с XVII века.

Историческая справка

420 стрельцов, казаки во главе с воеводой Афанасием Пашковым, протопоп Аввакум с семьей были отправлены в Восточную Сибирь. Дошли не все. Прибыли на Иргень в октябре 1657 года. Воевода Пашков был человеком жестокого нрава. Однажды он в качестве наказания заставил воинов за короткое время засолить 40 бочек карасевых язычков. За то, что они не успели это сделать, Пашков приказал их мучить и казнить. В день похорон произошло чудо: бочки сами наполнились карасевыми язычками и все поняли, что наказание воеводы было несправедливым. Пашков и сам напугался.

Постепенно Иргень стала осваиваться, заселяться, строиться. Был возведен острог, построены амбары, избы, поставлены две церкви. К XIX веку на этом месте вырос большой миссионерский стан. Здесь совершались богослужения с привлечением огромного числа народа не только на престольные праздники, но и на особо почитаемые дни 9-ой Пятницы по Пасхе. Что же привлекало сюда людей?

Чудеса Иргени

Иргень стала почитаться с незапамятных времен. Здесь находились две святыни: 1) останки замученных православных воинов Симеона, Киприана, Иосифа и Василия; 2) древняя икона византийского письма святой Параскевы Пятницы. К этим святыням и стекался народ со всего Забайкалья и окрестных областей на 9-ую Пятницу после Пасхи.

По описанию архимандрита Ефрема, на могилах воинов сразу же начались чудеса. Во-первых, они сами являлись местным пастухам-бурятам, прося не пасти скот на их могилах. Во-вторых, после пожара в Церкви, которая сгорела дотла, из обгоревшей земли вышли колоды, не тронутые огнем с останками воинов; их перезахоронили. В-третьих, в ночь с четверга на 9-ую Пятницу появлялся часто свет, а однажды слышали даже пение. Святым воинам молились о здравии.

С иконой святой мученицы Параскевы Пятницы связано еще больше чудес. Найдена она была в юрте у бурята, который молился ей как своему бурхану, говорил, что она ему помогает. Когда икону перенесли в Церковь, то к ней стали приезжать и приходить за помощью о рождении младенцев, о здравии детей и матерей и с другими молитвенными прошениями. Икона была чудотворной. На Иргень приезжали не только русские, но и буряты, эвенки; не только православные, но и буддисты, ламаисты, шаманисты. Икона была утеряна после разгрома миссионерского стана новой большевистской властью в 1920-х годах.

Крестные ходы на Иргень

Архимандрит Ефрем пишет о том, что Крестный ход на Иргень установлен давно: во-первых, для почитания святынь иргенских; во-вторых, для молитвенного прошения о дожде, так как в этих местах часты засухи. После Крестного хода обычно начинались дожди. Архимандрит Ефрем вспоминает, когда однажды запретили Крестный ход на Иргень, то в этих землях начались мор, падеж скота, неурожаи; засуха была такая, что выгорел верхний слой почвы, образовались трещины в земле. После возобновления Крестного хода, бедствия прекратились.

Однако самые большие беды ждали Читинский район в годы Советской власти. Миссионерский стан был уничтожен, церкви разорены, иконы исчезли, Крестные ходы прекратились.

Идея возобновления такого благодатного Крестного хода на Иргень принадлежала настоятелю Кукинской церкви во имя святого Пантелеймона Целителя отцу Андрею Федотову. По старой традиции в 1999 году малый Крестный ход из 6 человек вышел из Кукинской церкви на озеро Иргень, где были отслужены молебен св. Параскеве Пятнице и панихида по умершим воинам.

За прошедшие 8 лет участников Крестного хода прибавилось, однако цифра приблизительно держится от 20 до 35 человек. Не все выдерживают и доходят до конца, некоторые сходили один раз и поняли, что это не по их силам, иные прибывают на третий день, когда основная и трудная часть пути уже пройдена. Преодолевать приходится от курорта Кука до озера Иргень 80 километров. Первый день - в 28 километров, от церкви св. Пантелеймона до станции Яблоново с ночевкой на деревянном дрожащем от проходящих составов полу железнодорожной библиотеки; второй день - в 22 километра, от ст. Яблоново до села Сохондо с ночевкой в холодном даже в жаркую погоду клубе; третий день - в 18 километров, от с. Сохондо до поселка Ягодный, где жилье предоставлял всегда лесник Сергей Тимофеевич в различных своих дворовых постройках; наконец, четвертый день - в 12 километров, от п. Ягодный до озера Иргень, где ночевать уже приходится в палатках в открытом поле. Такой «молитвенный экстрим» не для слабонервных.

Надо отдать должное отцу Андрею, он всегда заботлив, внимателен, добр. На его долю выпадает не только идти трудными дорогами, болотами и речками, но и совершать требы, непрестанно молиться и всех призывать к молитве, заботиться о хозяйственной стороне Крестного хода, то есть всех накормить и уложить спать. На участников Крестного хода, идущих первый раз, батюшка производит обычно сильное впечатление своими добрыми качествами.

Еще одна традиционная сторона Крестного хода – мозоли в четыре слоя, по одному на каждый день, сгоревшие лица, шеи, руки, а также укусы мух, мошек, комаров, паутов и даже клещей, правда, пока не энцефалитных. Особую прелесть составляют обострившиеся болезни, да ладно – физические, гораздо хуже - духовные. Все, что копилось за год, а то и годами, выходит наружу. «Распирает» всех, особенно «новоначальных», которые еще не привыкли сдерживаться от страстей и быть внимательными к ближнему, забывая, что идут не одни, а в соборе таких же больных, хромых, слепых, чающих движения иргенской воды.

Восьмой Крестный ход на Иргень отличался от предыдущих концептуально. Если в предыдущих страдало физически тело от укусов, жары и мозолей, то в нынешнем Крестном шествии были искушения более высокого порядка. Во-первых, сопровождал не тот текст: всюду появлялся вертлявый, однажды даже с указанием «дьявол» на левой руке, и недоумевал: куда придурки собрались и что, вообще, происходит? Во-вторых, было больше преград: водных, болотистых, ржавых и грязных, перед Иргенью разразился ураган с ветром, ливнем и градом. В-третьих, нас не принимали там, где мы обычно останавливались, ссылаясь на разные причины. Так, в Сохондо вместо клуба мы расположились в школе, украшенной декабристским рядом, их соратниками и женами; в Ягодном нам отказал всегда гостеприимный лесник и предложил заночевать в «зоне» за железным забором, где проживают бывшие заключенные-инвалиды (им в этот день как раз выдавали пенсию, и большинство из них уже загорало в траве). В-четвертых, во время миссионерской работы, проповедей, рассказов о святом месте Иргень и св. Параскеве Пятнице поднимался шум, дети не могли спокойно сидеть, иные выбегали с кровью из носа, запачканные по локоть. Последняя ночь на Иргени после чтения Псалтыри тоже была со странностями, а наутро с падениями и синяками под глазами. Крещение в водах Хилка. Фото С. Авдеева

Напряженность Крестного хода чувствовалась во всем. Знамение в виде радуги на фоне голубого забайкальского неба не предвещало радости исхода и покоя после трудного шествия, скорее, говорило об испытаниях, которые предстояло преодолеть, и было предупреждением и одновременно Надеждой на неоставленность нас Богом. Напряженно спокойным и непредсказуемо самостоятельным был в этот раз отец Андрей. Мы его таким никогда не видели. Крестный ход давался с трудом всем.

Впервые с нами на Иргень ходил отец Виталий Бушин. Это было открытие. Мы узнали интересную личность. За внешней суровостью, неразговорчивостью и даже угрюмостью скрывался добрый и веселый человек, который в нужную тяжелую минуту мог пошутить, ободрить, дать совет. Со смирением и кротостью он, большой и тяжелый физически, переносил тяготы длинного пути, подъемы в гору, полное нестяжательство – отсутствие всех необходимых в Крестном ходе вещей. Так в Крестный ход еще не ходил никто. Отец Виталий – образец тихого, спокойного, созерцательного священника и милейшего и добрейшего человека. В нем чувствуется внутренний душевный покой, уверенность и интеллект.

Возрастной состав Крестного хода был разнообразным: от 12-тилетней Анны до 60-тилетних тетенек. Каждый молился о своем и всеобщем, о семейном благополучии и здоровье детей, о государственном устроении и умирении вражды, о духовном здравии священства и всех православных христиан, об укреплении монашествующих и избавлении от нашествия иноплеменных.

Впервые весь Крестный ход снимался на пленку. Надеемся увидеть фильм о почитании святого места Забайкалья.

Л.В.Камедина

41,95 KbПри перепечатке материалов сайта просьба указывать ссылку  на  www.chita-eparhia.ru
При цитировании материалов указывать автора
© Читинская и Краснокаменская Епархия.
Адрес: 672039, Россия,
г. Чита, ул. 9-го Января, 50.

Яндекс.Метрика