Читинская и Краснокаменская епархия
Главная / Образование / Паломничество / Иргень /
  Правящий архиерей
  
  
 
  Новости Патриархии
  
  
 
  Новости епархии
  
 
  Епархия
  
  
  
  
  
  
 
  Церковная жизнь
 
  Анонсы
  
 
  Библиотека
  
  
  
  
 
  Образование
  
  
  
  
  
  
  
 
  Газета “Православное Забайкалье”
 
  Видеостудия “СЛОВО”
 
  Святые места и святыни Забайкалья
  
  
  
 
  Общение
  
  
 
  Документы
 
  О вере Православной
 
  Экскурсии, паломничество
 
  Поиск по сайту


Полезные статьи

Десять лет со дня возрождения крестного хода на Иргень

Иргень

23 июня 2008 г. традиционно Крестный ход на озеро Иргень вышел из церкви святого Пантелеймона, что на курорте Кука и двинулся через станции Яблоновая, Сохондо к святому месту для забайкальцев – озеру Иргень, к месту захоронения святых иргенских мучеников – воинов Симеона, Киприана, Иосифа и Василия. Это был юбилейный Крестный ход, уже 10-й. Он был возрожден священником Андреем Федотовым и небольшой группой паломников в 1999 году. Начинались же крестные ходы на Иргень уже в начале XVIII века и продолжались вплоть до революции 1917 года. Затем их запретила безбожная власть. Отсутствие крестный ходов в течение почти 80 лет сказалось на состоянии материальном и духовно-нравственном в забайкальских деревнях. Народ спивается, бездельничает, в районах часты засухи, неурожаи и падеж скота.

В этом году Иргенский крестный ход был многочисленным, ходило 42 человека. Прошли около 90 километров с непрерывной Иисусовой молитвой. Как всегда, были испытания и искушения, болезни и мозоли, чудеса и знамения.

В этом году на месте Знаменской церкви водрузили новую кованую часовню и деревянный крест. В праздник Девятой Пятницы читинские священнослужители отслужили обедницу и панихиду по убиенным воинам Симеону, Киприану, Иосифу и Василию со дружиною.

История святой иргенской земли

Крестный ход на Иргень

Возрожденному крестному ходу на озеро Иргень к месту почитания иргенских воинов-мучеников – 10 лет. История же крестного хода насчитывает более 300 лет. Чудесные события на Иргени стали происходить уже во времена построения первого, Иргенского, острога в Забайкалье. На месте захоронения воинов Симеона, Киприана, Иосифа и Василия была возведена часовня в честь их небесных покровителей, соответственно святых Симеона, Киприана и Иосифа. Имя четвертого казака было открыто в конце XIX века. Мученики были положены по двое в две колоды, выдолбленные в дереве. Позднее над их могилами была возведена церковь во имя их небесных покровителей.

Иргенский острог был разобран уже к началу XVIII века, то есть просуществовал лет 40. До 1866 года на Иргени, кроме часовни, ничего не было. К 1868 году был построен миссионерский стан. Была возведена церковь во имя Богородицы «Знамение». Отряд А. Пашкова с казаками прибыл из города Енисейска. Строителями г. Енисейска были новгородцы. Чтобы сохранить духовные традиции, из Новгорода, где особо почиталась икона «Знамения», на енисейских башнях, а позднее, и в первых построенных церквях, ставился распространенный образ «Знамения». Была традиция на полях иконы писать предстоящие образы святых. На новгородской иконе можно увидеть два, четыре, восемь предстоящих образа. В иргенской иконе – три образа: святые Симеон, Киприан, Иосиф. Если это не специальный заказ, то подбор святых в иконе явно произвольный: они ничем не связаны между собой, не было чуда явления этих святых с просьбой вписать их в образ Богородицы «Знамение», как это было в истории с Абалакской иконой, например. Енисейские казаки могли прихватить с собой новгородский образ со своими небесными покровителями, вписанными по их заказу.

Икона Божией Матери «Знамение»

Домашняя икона енисейских братьев «Знамение» с вписанными образами святых Симеона, Киприана и Иосифа была вначале на Иргени. Потом ее передали в Кукинскую церковь Святого Духа. После смерти настоятеля перестали ходить Крестным ходом из Куки, тогда икону перенесли в Читу, в Михайло-Архангельскую церковь. Икону стали приносить на Иргень на Девятую Пятницу из Читы.

В 1877 году на Иргени был большой пожар и церкви сгорели. Когда же в честь иконы «Знамения» на Иргени был выстроен храм, то ее вновь передали в Иргенский стан. Икона «Знамение» сгорела во время пожара, но на Иргени была обретена другая чудотворная икона святой Параскевы Пятницы. Надо отметить, что к Параскеве Пятнице обращались с теми же просьбами, что и к иргенским мученикам: о даровании детей, об исцелении, о семейном благополучии, о хороших женихах и невестах. Она была покровительницей воинов и торговых людей. Эта иргенская икона была старинного письма, не характерного для местной, например, Иркутской или Посольской, школы иконного письма. Возможно, ее тоже написали в Енисейске, либо завезли туда из Новгорода, который считался торговым городом России и даже строил храмы в честь св. Параскевы. Торговля в Сибири шла бойко, поэтому на покровительство св. Параскевы тоже рассчитывали.

Появление иконы св. Параскевы Пятницы на Иргени – также тайна. Архимандрит Ефрем сообщает, что она была найдена в юрте у бурята, который ей молился, как своему бурхану (богу) и говорил, что бурхан ему помогает. Икона святой Параскевы Пятницы пребывала в Иргенской церкви до разорения миссионерского стана в 1920-х годах.

Иргенский миссионерский стан был большим, но и он не просуществовал долго. В 1911 году решено было преобразовать миссионерский стан в мужской монастырь. Однако и это сделать не удалось. Пока шла тяжба по поводу земли, началась революция и в 1920 году иргенские постройки стали разорять. Место захоронения святых мучеников вновь осталось пустым.

Зачем ходят в крестных ход на Иргень?

Кровь мучеников взывает к молитве. Издавна местное население стало замечать, что частые суховеи выветривают землю, она высыхает так, что в ней появляются трещины в несколько сантиметров. Животным нечем питаться, начинается падеж скота и мор. Степь загорается, пожары перекидываются на леса. Тогда и вспоминали предупреждения иргенских воинов о том, что нужно приходить в эти места с иконами и молитвой и поминать святых мучеников. Многие забайкальцы вписывали имена иргенских мучников в домашние памянники вместе со своими умершими родственниками.

Архимандрит Ефрем оставил нам молитву к иргенским мученикам:

«Святые мученики иргенские: Симеон, Киприан, Иосиф и Василий со дружиною, молите Бога о нас».

Иргень

Каждый забайкалец должен знать эту молитву и постоянно обращаться к иргенским святыням, по силам своим: молиться святым братьям, ходить Крестным ходом, приезжать в Девятую Пятницу по Пасхе на святое место Иргень и соучаствовать в богослужении, жертвовать на Крестный ход и, во избежании пожаров, болезней, мора, всегда почитать святых иргенских мучеников Симеона, Киприана, Иосифа и Василия со дружиною.

Жители Читинского района до революции всегда встречали Крестный ход, приглашали его в свои дома совершить молебен над больным или для благоустройства дома. Часто останавливались на полях и здесь устраивали молебны. Вымаливали у иргенских мучеников дожди, здоровье, рождение детей и благополучие. Было замечено и другое. Если крестные ходы в какие-то годы не совершались, то происходило то, о чем предупреждали святые воины: засуха, пожары, люди болели, скот умирал.

Существование нынешнего крестного хода, конечно, разительно отличается от традиционных дореволюционных ходов, однако сущность его остается неизменной.

Людмила Камедина

41,95 KbПри перепечатке материалов сайта просьба указывать ссылку  на  www.chita-eparhia.ru
При цитировании материалов указывать автора
© Читинская и Краснокаменская Епархия.
Адрес: 672039, Россия,
г. Чита, ул. 9-го Января, 50.

Яндекс.Метрика