Читинская и Краснокаменская епархия
Главная / Образование / Паломничество / Иргень / Л.В. Камедина “Художественный акафист Иргени”
  Правящий архиерей
  
  
 
  Новости Патриархии
  
  
 
  Новости епархии
  
 
  Епархия
  
  
  
  
  
  
 
  Церковная жизнь
 
  Анонсы
  
 
  Библиотека
  
  
  
  
 
  Образование
  
  
  
  
  
  
  
 
  Газета “Православное Забайкалье”
 
  Видеостудия “СЛОВО”
 
  Святые места и святыни Забайкалья
  
  
  
 
  Общение
  
  
 
  Документы
 
  О вере Православной
 
  Экскурсии, паломничество
 
  Поиск по сайту


Полезные статьи

Л.В. Камедина “Художественный акафист Иргени”

Камедина Л.В

МИСТИЧЕСКАЯ ИРГЕНЬ

(АКАФИСТ СВЯТОЙ ИРГЕНИ)

 

Акафист – жанр восхваления, удивления и радости по поводу Чуда Божественного творения. Акафисты поются во славу Бога, Богородицы, святых. Однако чудо бытия святых мест на Земле; знамений, которые совершаются в них, - не менее достойны восхищения, удивления и радости; радости пребывания в них.

В мире много святых мест, известных всем – это Иерусалим, Вифлеем, Афон; не меньше их и в русской земле – Киево-Печерская лавра, Оптина Пустынь, Дивеево. Есть святая земля и в Забайкалье – это Иргень. Она почитается с давних времен.

Святые места не выбираются людьми, они обозначены Богом. Люди приходят на такое место, обживают его, трудятся, славя Бога и, как правило, приносят себя в жертву ради Бога, то есть умирают или погибают, защищая и исповедуя праведный образ жизни. Пример этому дал сам Господь. Он пришел в Иерусалим, указанный ему Отцом Небесным, для проповеди Божественной Истины, научения заповедям Господним и принесения себя в жертву ради спасения человечества.

Для многих русских подвижников Христос стал примером, образцом жизни и смерти. Сотни подвижников знает Киево-Печерская лавра, Троице-Сергиева лавра, Оптина Пустынь и другие святые места России. Больше тысячи русских святых были причислены к лику святости как мученики.

Начало любого богоугодного строительства сопряжено с жертвами. Земля, политая кровью мучеников, требует постоянной молитвы. Наши предки назвали нашу землю Святой Русью. Есть в ней места намоленные, с храмами и монастырями, ее постоянно посещают паломники, славя Бога и прославляя святых ее.

Сакральный топос Иргени

Иргень характеризуется бесконечностью пространства. Это степь, озеро, река. Лес отодвинут далеко за пределы этого обозримого пространства и голубой лентой окаймляет его. Взгляд скользит по степи, не цепляясь за привычные в Забайкалье сопки, хребты, рощи. Пространство Иргени движущиеся: ветер гонит пыль по степи, течет река, волны рябят воду на озере. Когда-то река была судоходной, по ней плыли плоты, лодки, рыбацкие  суденышки. В это движущееся пространство явились и дощаники русских казаков во главе с воеводой Афанасием Пашковым. Они приплыли сюда «по цареву указу» для заселения, обживания и присоединения «оных земель» к Русскому государству.

Выбор земли не был случайным. Она была явно указана Богом. Она уже была святой. И не потому, что здесь было изобилие всякой рыбы и зверя, - жить здесь все равно было тяжело, потому что земля высыхала летом от бездождия и не давала урожая, - земля была предназначена для первых христианских мучеников, которые легли в основание будущей постройки – христианизации Забайкальского края, строительства церквей, монастырей и своих первых святых.

Места для будущих столиц Забайкалья – Нерчинска и Читы – были выбраны более удачно, и географически, и экономически. Здесь же, на Иргени, не образовалось никаких городов и крупных населенных пунктов. Земля была приготовлена для другого – для строительства храмов, миссионерского стана и монастыря. Здесь молились Богу и славили его святых.

Земля Иргени намаливалась с первых дней появления здесь русских землепроходцев. С течением времени были выстроены две церкви и большой миссионерский стан, который должен был преобразоваться в мужской монастырь. Разрешение Священного Синода было получено в 1911 году, но помешала революция, которая смела с лица иргенской земли все постройки, «разворовала» все иконы и церковную утварь, уничтожила церковное кладбище.

В настоящее время на этом святом месте кое-где проступают из земли каменные фундаменты бывших построек, да радует глаз единственная здесь высокая растительность – роскошная крапива.

Линия сакрального пространства важна не только по горизонтали, но и по вертикали. Если взглянуть на небо Иргени, то возникнет ощущение, что находишься в центре огромной Сферы. Небо-купол спадает на землю, а человек, находящийся внутри этой воздушной Сферы, - это песчинка огромного прозрачного Храма. Ощущение возникает каждый раз и при любой погоде.

В сакральном тексте Библии дается понятие Сферы, сферичности. Это звучит так: «Когда Он уготовлял небеса, я была там, когда Он проводил круговую черту по лицу бездны.., тогда я была при Нем художницею.., веселясь на земном кругу Его…» (Притчи: 8, 27-31) Речь идет о Премудрости Божьей, об идее мира. Земля была не устроена, а Премудрость все устроила. Появилась Земля – макрокосмос, на ней – Церковь – микрокосмос. Земля стала обустраиваться, а Церковь – воспроизводить Небеса «в круге своем».

В основе построения сакрального пространства лежит представление о сфере как изначальной Божественной форме, заключающей в себе глубокий смысл. Формы сферы и круга суть архетипы, проходящие через всю сакральную культуру. Святое место Иргень представляет собой такую Сферу и очерченный степью круг. Поразительны движения по кругу внутри этой Сферы: очень близкий, почти рядом - восход солнца; забайкальский, очень яркий, всех цветов радуги - заход солнца, видимое движение его по Сфере иргенского воздушного Храма сверху вниз и снизу наверх. Еще более завораживающее - движение луны, когда она вскоре появляется после захода солнца с противоположной стороны Сферы. За 5 – 7 минут можно увидеть ее появление «по сантиметру», потому что кажется, что она тоже рядом, на воздушной, только теперь уже темной, ночной стене Купола Сферы. Так и движутся друг за другом. То ли солнце за луною ходит, то ли луна - за солнцем.

Края Сферы здесь, на Иргени, всегда остаются светлыми, как будто обозначают место, где можно приподняться и пропустить солнце, а где – луну. В хорошую погоду на ночном небе-куполе всегда огромное количество звезд. Можно изучать астрономию, видна вся звездная карта неба. Она сосредоточена по центру, как будто небо съежилось и все вошло в иргенскую Сферу.

По рассказам забайкальских летописцев, в XVIII – нач. ХХ вв. на Иргени часто видели свет в ночь на праздник Девятой Пятницы по Пасхе. В XXI веке видят светящиеся летающие тарелки. Человек меняется во времени научно-технического прогресса, удаляется от Бога, модифицируются его взгляды, а святое место остается всегда святым, независимо от искаженной грехом человеческой природы.

Сфера имеет свое Начало в Творце Неба и Земли, поэтому вхождение в нее должно быть с ощущением со-творенности. Может быть поэтому и Крестные ходы на Иргень даются не всем, порой человек не ощущает себя частью Божественного творения. Для Сферы характерно парное движение к Центру. Например, деисус в иконостасе; Борис и Глеб – первые русские святые, жертвенно положенные в землю Святой Руси у истоков ее христианизации; Петр и Феврония, символизирующие святость брака. Здесь, в святой земле Иргени движение к сфере также попарное. Четыре воина-мученика Симеон, Киприан, Иосиф и Василий положены во гробы попарно, по двое в каждую выдолбленную колоду. Над всей этой земной гармонией царствует Христос.

Сфера – это не только бесконечность пространства, но и образ славы. Все сотворенное прославляет Бога. Святые иргенские мученики находятся в пространстве света и славы. Они соединяют Иргень с пространством Святой Руси и с пространством всего мира. Они вписаны в святцы со всеми святыми в Земле Российской просиявших. Недалеко от Иргени находится Великий Исток Земли – это точка мира на плоском плато в горах Яблонового хребта, откуда начинают течение три ручья, растекаясь постепенно в реки и впадая в три великих океана Земли. Это - земная география, для небес же иргенские мученики – это святые в списке сибирских святых. Прославленные в Сибири, они становятся частью сонма русских святых, которые у Бога стоят рядом с греческими, болгарскими, сербскими и прочими святыми. Замыкается в круг земное движение и небесное. В Божественном Круге зачинается само время, о котором в Библии сказано: «круговая черта по лицу бездны» (Притчи: 8, 27).

Река Хилок – река времени, она медленно несет свои воды в озеро Иргень и также плавно вытекает из него, образуя остров. Здесь и жизнь, и смерть – вечный круг. Скорее всего, именно на острове было кладбище. На нем сохранилось несколько сосен и пеньки от них, теперь уже напоминающее памятники на могилах. Леса здесь нет. Несколько сохранившихся сосен  завезены сюда и посажены именно на острове. Из сосен же был построен весь Иргенский острог и церкви в нем. Очевидцы рассказывают, что, когда стали возить лес для восстановления сгоревшей церкви, под полом которой лежали иргенские мученики, то лес казался очень легким. По летописным источникам, на Иргени было замучено много людей. Вполне вероятно, что немало умирало и своей смертью, так как условия жизни были тяжелые.

Здесь, на Иргени настоящее соединяется с прошлым в ощущениях, разговорах, мыслях. О прошлом напоминает часто выжженная, с большими трещинами земля, на которую не выпадают дожди, а восточные суховеи выветривают ее, делая неживой; напоминают камни, выходящие из-под земли и напоминающие жуткие страницы русской истории XVII века и века ХХ-ого. Есть на Иргени «говорящие» камни, которые являются неожиданно. На одном из них был обнаружен нерукотворный крест.

Святая земля медленно открывает свои секреты. На Иргени чувствуется замедленный ритм в течении реки, во взгляде на большое пространство степи, в многочисленных каменных кладках-фундаментах, спрятанных в песке, траве, крапиве.

Большое пространство Иргени не подавляет человека, пришедшего сюда. Напротив, весь пейзаж приближен к человеку, становится неожиданно соразмерным и обжитым.

Главной диагональной координатой Иргени является дорога, уходящая вдаль. Извиваясь по степному открытому пространству, она рассказывает не о прямом пути человеческой жизни. Дорога подчеркивает и уход из пространства, и приближение к нему, к прозрачной иргенской Сфере.

Обычно города не строились на равнинах. Древнерусскому человеку надо было созерцать пространство с высоты. Например, с высокого берега реки любоваться заливными лугами, лесами и реками. Так построена Чита. Надо забраться на Титовскую сопку, чтобы полюбоваться городом, его реками и озером Кенон. Иргень же как место святое стоит на равнине, около озера. На равнине стоит Великий Новгород у озера Ильмень, из которого вытекает река Волхов. Также и из святого озера Иргень вытекает река Хилок.

Большую роль на Иргени играет свет. Это свет Сферы, неба, звезд, луны, отсвет в водах озера и реки, световые явления на небе в виде зарниц и молний, это ослепительные облака в виде крестов на небе Иргени, радуги в солнечный бездождливый день. Свет – это также образ Славы и Божественной Благодати.

В прошлые века в ночь на Девятую Пятницу участники Крестного хода на Иргень были часто свидетелями света. Свет загорался в церкви сам собой. Может быть поэтому первая церковь, поставленная на Иргени, была в честь иконы Богородицы, именуемой «Знамение».

Святое место всегда хранит тайны. Есть неразгаданные до сего времени тайны озера Светлояр, Ильмень-озера, Байкал-озера. Есть тайны и на Иргени. Чтобы сохранять тайну, такие озера не допускают к себе людей. Они зарастают илом, у них неудобные берега, к ним невозможно подойти, они такие холодные, что купаться в них невозможно. Святая земля Иргени также постепенно освобождалась от людей: острог просуществовал недолго, оживленная жизнь в нем была лет 7-8, а потом его покинули ради других острогов, которые показались более удобными; в начале XVIII века Иргенский острог  и вовсе разобрали. В середине XIX века решили восстановить жизнь на святом месте – организовали миссионерский стан, возобновили крестные ходы, построили церкви, освидетельствовали останки иргенских мучеников для канонизации и даже получили разрешение на строительство мужского монастыря на Иргени – и после 1917 года все это вновь разрушилось. Иргень опять запустела. Другими словами, святые места существуют только для молитвы, а могилы мучеников требуют тишины и покоя.

Каждое такое озеро хранит множество легенд, чудес и знамений. Для Иргени это не только знамения света, звука и пения или чуда наполнения 40 бочек карасевыми язычками за одну ночь. Это и чудесное обретение мощей воинов-мучеников во время пожара, когда колоды вышли из земли, нетронутые огнем.

Тема Иргени – это тема моления и прошения. Здесь молились и молятся о даровании детей, об избавлении младенцев от болезней, о хороших женихах и добрых невестах. На этой святой земле молится каждый о своем. Но самое главное прошение – это моление о дожде. Местные жители давно заметили, что вместе с Крестным ходом идет дождь в эти края. Редкие годы, когда по грехам нашим, Господь не посылает дождя, и здесь устанавливается страшная засуха.

Святые иргенские воины являлись бурятским пастухам и просили передать: если люди не будут их поминать в своих молитвах, то будет бездождие, неурожаи, пожары, голод, мор и падеж скота. Они же и молитву оставили. Велели молиться так:

«Святые мученики иргенские, Симеон, Киприан, Иосиф и Василий со дружиною, молите Бога о нас»

Погибшие воины сами указали на эту землю как на святую. Они просили бурятских пастухов не пасти здесь скот, уйти с могил.

Святые озера на Руси связаны с идеей жертвенности, духовного подвига, страдания и смирения. Воины Светлояра, Ильмени, Иргени сражались, чтобы погибнуть каждый в подвиге своем и к «лику мучеников причтенными быти». Страдания – это обязательные условия земного существования. Философы говорят: Бог тучнеет, питаясь нашими страданиями, и чахнет, когда мы перестаем страдать. Не будет страданий – мир разрушится. Вот и святые Иргени прозваны мучениками. Они пострадали несправедливо: от интриг, от злого нрава воеводы и по по зависти, сохранив христианское смирение и кротость.

Иргень – алтарь Забайкалья

 

Слово Иргень в переводе с бурятского языка означает ворота. Это вход, начало, исток, восток. Русские храмы, подобно греческим, строились таким образом, что вход в них был через западные двери, чтобы человек, вошедший в храм, шел на восток, к алтарю. Алтарь – это восточная, замкнутая часть храма, святое место, где пребывает сам Господь. Русские землепроходцы шли на Восток, чтобы строить церкви, чтобы здесь появились свои первые святые. Чудеса и знамения утверждали землю, указывали на ее святость. Сюда совершаются паломничества для молитвенных прошений перед ликом иргенских мучеников, святой Параскевы Пятницы, чудотворных икон Богородицы «Знамение» и святого Николая Чудотворца. Сюда приезжают креститься, исповедоваться и причаститься, прикоснуться к евангельской истории. В иные годы Иргень собирала тысячи паломников. Церковь пыталась даже запрещать Крестный ход на Иргень, напоминая слова святого Григория Нисского о том, чтобы «не искали Бога ногами». В давние времена к святой земле допускались только  посвященные.

Интересную историю своего внутреннего духовного состояния рассказывает расстрелянный большевиками мученик архимандрит Спиридон (Кисляков) в своих записках 1911 – 1913 гг. Он указывает на душевные терзания и многие соблазны, связанные с Иргенским крестным ходом: это и погружение в земную суету и отход от Бога, это и тяжелые думы, унылое настроение и даже отчаяние до попытки отравиться. Крестный ход на Иргень являлся архимандриту Спиридону тяжким испытанием, и он с облегчением пишет и благодарит Бога за то, что Крестный ход бывает только один раз в году и летом. Ему легче было миссионерствовать среди инородцев, чем «быть командированным с Крестным ходом».

Святая земля Иргень, как и всякая другая святая земля, представлена совокупностью топосов: огромным полем, большим  судоходным озером, рекой, островом-кладбищем, храмами. Хождение в святую землю – это прикосновение ко Христу: обязательное участие в Литургии, молебне или литии, в исповеди, причастии, в созерцании чудес. Паломник должен в Крестном ходе пережить давно прошедшие и в то же время воскресающие события. Прикасаясь к сакральной земле, он соучаствует в сакральных событиях. Кровь иргенских мучеников взывает к нашей совести, к молитве, к Славе и Божьей Благодати.

Крестный ход ко святой земле – это переход от деятельности к созерцанию, от самого шествия к молитве, от чувств к духовному ведению. Ночь на Девятую Пятницу, когда читается Псалтырь, - это Молитва в сакральном пространстве небес забайкальской земли. Вся Сфера бывает охвачена молитвой: и на земле, и на небесах, когда неожиданно тысячи жаворонков запевают в черном небе иргенской Сферы. Птицы-вестники отвечают земному молитвенному чтению людей.

И Крестный ход, и ночь чудес, и праздничный день Девятой Пятницы с богослужением святым иргенским мученикам, и омовение в священных водах, и трапеза – все представляет собой радостный сакрализованный канон.

Иргень нельзя десакрализовать, нельзя канон подменить на этикет. Алтарь не может превратиться в кунскамеру. Иргень – это не историческая ценность. Иргень ценна по определению, как святая земля, дающая просящему по молитвам его. Русский человек всегда был уверен, что его спасет Земля. Он не искал спасения в самом себе, он искал спасения в земле-матери.

Забайкальцы с радостью идут на Иргень поклониться своим святыням, искать у них заступничества. Высшая радость человека – это радость движения как по горизонтали пространства святой земли, так и по вертикали духа, Лествице восхождения к Богу. Это шествие заблудшей души в поисках Бога.

41,95 KbПри перепечатке материалов сайта просьба указывать ссылку  на  www.chita-eparhia.ru
При цитировании материалов указывать автора
© Читинская и Краснокаменская Епархия.
Адрес: 672039, Россия,
г. Чита, ул. 9-го Января, 50.

Яндекс.Метрика