Читинская и Краснокаменская епархия
Главная / Епархия / История епархии / Исторические очерки о Забайкальской епархии / Э.В. Демин “Вернись, птица-феникс!”
  Правящий архиерей
  
  
 
  Новости Патриархии
  
  
 
  Новости епархии
  
 
  Епархия
  
  
  
  
  
  
 
  Церковная жизнь
 
  Анонсы
  
 
  Библиотека
  
  
  
  
 
  Образование
  
  
  
  
  
  
  
 
  Газета “Православное Забайкалье”
 
  Видеостудия “СЛОВО”
 
  Святые места и святыни Забайкалья
  
  
  
 
  Общение
  
  
 
  Документы
 
  О вере Православной
 
  Экскурсии, паломничество
 
  Поиск по сайту


Полезные статьи

Э.В. Демин “Вернись, птица-феникс!”

Кто же такие были создателями многочисленных в

Сибири храмов и колоколен, начиная от Верхотурья

 до церкви Аргунской или Нижнекамчатской?

Те же сибиряки…

С л о в ц о в П. А.1

Сказочная она, эта птица...

Сгорая при приближении смерти, она из пепла своего возрождается вновь и вновь...

Из Древнего Египта воспарила птица-феникс над пожарищами города на Селенге...

И, подняв с людьми его из пепла, украсила собою герб города...

Сказочная птица помогала Селенгинску вновь и вновь...

Как всякая птица, жила она там, где высоко...

На каменном соборе города...

Они взорвали собор, место сказочной птицы...

И она улетела...

Смертельно раненный...

Он смотрит на нас...

Крепки в вере были первостроители древнего Селенгинска. Основывая первое большое поселение на Селенге, сразу же возвели храм для отправления потребностей духовных. В далекое Забайкалье принесли они свои верования, нравственные и эстетические идеалы еще допетровской Руси. И воплощали их здесь в названиях и архитектуре строений города-заставы, города-острога.

Предшественниками древних каменных церквей и соборов Сибири и Забайкалья, в частности, почти всегда были ещё более древние одноименные деревянные храмы. Ещё об одной особенности церковного здесь зодчества писал в 1865 г. летописец г.Верхнеудинска Н.В.Паршин, составивший историю церквей города, в том числе и Спасской: «Первые основатели острогов, казаки и промышленные люди, строя укрепления от неприятеля, в то же время подкрепляли себя духовною помощию. Замечательно, что в Сибири первые церкви по большей части строились во имя Спаса Всемилостного»2

О первых деревянных храмах Селенгинского острога, а потом города Селенгинска, сохранилось лишь несколько коротких описаний их очевидцев.

В 1673 году тобольский сын боярский, «драгунского строю капитан» Степан Поляков, завершив «досмотр» нового Селенгинского острога, докладывал и о его деревянных храмах3: «А за острогом в надолбах4 поставлена церковь Божия во имя нерукотвореннаго образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а другой престол - образ во имя Михаила Архангела, а 3-й престол - во имя Николы Чудотворца и с Деисусы, а Деисусов – три пояса с Апостолы, и с праздники господские и с пророки. А от острожного углу до церкви 17 сажен и 1 аршин; а поперёк по паперти 5 сажен, до олтарнаго угла на восточной стране 4 сажени». Тут же упомянет досмотрщик и о бревенчатой часовне над острожными воротами, в которой «с приходу в киоте образ грозных сил Михаила Архангела».

Обнаруживается и единственный в своём роде человеческий след духовной жизни Селенгинского острога того времени, связанный со Спасской церковью. Это, относящаяся к 1684 г., «Изустная память, или духовное завещание селенгинскаго казака Вавилы Григорьева, которым он всё свое состояние передаёт, по смерти своей, Иркутскому Вознесенскому монастырю», но причитавшиеся ему по распискам от нескольких должников деньги надлежало «отдать в Селенгинск в Спасскую казну»5

К 1720 г. относится упоминание о двух уже здесь церквях в записках шотландского врача и путешественника Джона Белла (1691-1780), составленных по пути в Китай6

В «Дорожном журнале» учёного-путешественника С.П.Крашенинникова, проехавшего в 1735 г. через ставший уже городом Селенгинск, содержится запись: «В нём две церкви, одна во имя Покрова Богородицы, а другая приходская во имя Спаса нерукотвореннаго»7

Тоже к 1735 г. относятся и сведения о двух деревянных церквях города – «Спаса нерукотвореннаго образа и Покрова пресвятыя богородицы» в «Топографическом описании Иркутского наместничества (…)»8 1792 г.

Свидетелем последних лет деревянных храмов Селенгинска, перед уничтожившими город двумя пожарами, станет ещё один учёный-путешественник - Пётр Симон Паллас, который, увидя их в 1772-1773 гг., упомянет в описаниях своих путешествий уже о трёх церквях города: «С реки город имеет вид прекрасный, оттуда видны три его церкви, из них две с приделами»9

Нерукотворный Спас, Михаил Архангел, Николай Чудотворец... Эти названия - памятники древней деревянной церкви и ее престолов перешли затем и к грандиозно¬му каменному сооружению - Спасскому собору. Этот каменный символ далёкого прошлого и сегодня почти забытой духовной нитью и материальным свидетельством связывает нас со временем первостроителей исторического поселения Бурятии.

Только вспоминая, можно восстановить духовное родство поколений, и только помня, можно передать его своим потомкам. Так думал и отставной офицер Алексей Иванович Седов, удивительный селенжанин из ближайшего окружения декабристов Бестужевых, по велению души ставший историком древнего города. Его «Летопись построения и событий г. Селенгинска (Забайкальской области) с 1674 по 1874 год»10, напечатанная в «Прибавлениях к Иркутским Епархиальным Ведомостям» за 1874 г. - драгоценная дань высокому долгу гражданина. И тем более горьким упреком всем нам сегодня представляется состояние его могилы и могил его родных на старом кладбище Новоселенгинска.11

В «Летописи (…)» Седова рассказано о судьбе всех деревянных церквей города: «1780 года апреля 4-го дня, стоявшая среди города Спасская церковь от неизвестной причины загорелась и в то же время поднялся сильный северный ветер; бывшие свидетели пожара старики, ныне покойные, утверждали, что, вырванная ветром одна головня из объятой пламенем церкви перелетела на крышу Свято-Троицкой Селенгинскаго мушкатерскаго полка церкви, стоявшей среди верхней части города. Церковь мгновенно загорелась и пожар быстро распространился по теснопоставленным близь церкви деревянным обывательским домам. Не было средств тушить здания; жители в отчаянии сносили имущество, какое могли выхватить, на лёд Селенги, но он вскоре начал ломаться, и имущество, спасенное от пожара, было унесено водою. Сгорели, кроме означенных двух церквей, казёныя здания, 60 купеческих лавок и 280 обывательских домов. Сохранилась Казанская церковь, артиллерийская канцелярия и частных до пяти домов»12

Далее Седов пишет: «Но этим не кончились бедствия Селенгинска. Того же 1780 года в октябре произошел пожар от неизвестной причины и при порывистом ветре истребил Покровскую церковь, в которой, по преданию, почти ежедневно любил совершать Литургию святитель Иннокентий с одним причетником, как обыкновенный священник. Вместе с этой церковью сгорела и остальная часть города. Уцелело только до 10-ти обывательских домов и бывшая деревянная крепость»13

Но тогда город еще не умер, он хотел жить… И Седов, не без удовлетворения, пишет: «Об этих несчастиях, постигших Селенгинск, донесено было Императрице Екатерине Великой, и она, по всемилостивейшему своему вниманию к нуждам пострадавших, повелела отпустить: на постройку новой церкви 6000 рублей, каждой лавки – 60-тъ и каждого дома 30-тъ рублей ассигнациями»14

Возрождение города стало новым этапом и в истории древнего храма. И хотя «многие купцы перешли в Кяхту и Верхнеудинск, а беднейшие мещане для занятий хлебопашеством приписались по крестьянским селениям, оставшиеся жители вскоре обстроились и соорудили, благодаря щедротам Императрицы и добровольным пожертвованиям двухэтажный из кирпича собор, в верхнем этаже котораго главный престол освящен во имя Нерукотвореннаго образа Спасителя; в нижнем главный, в память и благодарность Императрицы Екатерины II-й, во имя святой Великомученицы Екатерины и придельныя – святых – Архангела Михаила и Николая Мирликийскаго»15

Далее Седов называет создателей возобновленного в камне сооружения: «Храм этот, строенный архитектором-самоучкой, даже неграмотным, тюменским мещанином Воротниковым, по величию, красоте и прочности мог бы служить украшением значительного города. Строителем этого храма был выходец из России, впоследствии селенгинской купец, Иван Степанович Басов, своим умом и любознательностью снискавший особое благорасположение командира Селенгинскаго мушкатерского полка, впоследствии генерал-губернатора Сибири, Ивана Варфоломеевича Якоби, с коим, несмотря на разделявшую их, по духу того времени, разность сословий, соединен был некотораго рода дружбою. К сожалению, переписка их наследниками Басова утрачена (…). На месте сгоревшей Покровской церкви построена деревянная того же имени. В постройках, вероятно, участвовали приписные к обоим приходам крестьяне соседних селений, из коих многия пользовались наилучшим благосостоянием и даже богатством. По окончанию постройки соборнаго храма, построен также купеческий (на 22 лавки) гостиный двор»16

Дополняя приведённые сведения Седова, отметим, что церковная тема его летописи включает и такие интересные сведения: «1785 г. в Духов день, от внезапной прибыли Чикоя, Селенга выступила из берегов и отмыла целый квартал города. (…). В этом квартале, до смытия его наводнением, стоял дом обывателя Вохрина; в этом доме некогда проживал Святитель Иннокентий; но не осталось предания, был ли этот дом истреблён пожаром или нет. Впрочем, предания о месте, где стоял дом Вохрина, сбивчивы: иные утверждают, что место это не смыто и находится на оставшемся берегу»17

Об истории строительства Спасского собора Старого города писал и декабрист Михаил Александрович Бестужев, живший на поселении в Селенгинске с 1839 по 1867 гг. и тоже считающийся историком этого города. Ещё в 1861 г., в издании «Век», под названием «Селенгинск» будет напечатан сокращенный вариант его обширных сведений о городе и его обитателях18, которые войдут потом в его «Записки»19 и «Воспоминания»20. Не обойдет декабрист вниманием и страшные пожары 1780 года, сообщая помимо прочего, что источником немалой помощи городу был ассигнованный Екатериной II двухлетний сбор с кяхтинской торговли21

Сведения декабриста о строителе Спасского собора отличаются от того, что позже сообщил Седов: «Каменная церковь в два этажа, существующая и теперь в старом городе, очень прочной постройки и оригинальной архитектуры, была построена томским мещанином Мальцовым, который в контракте выговорил себе в вознаграждение за постройку - 16 руб. медью, кусок синей дабы (?) и 2 кирпича чаю в месяц»22

Тут же Бестужев расскажет и о немалых колебаниях погорельцев - «переходить или не переходить на новое место» - более доступный, не подверженный наводнениям и перспективный для застройки правый берег Селенги. Вопрос этот был решен следующим весьма необычным образом: «И, хотя настоятельная необходимость перенести город на новое место была очевидна, но они положили решить этот казусный случай жеребьем - бросить рукавицу, - и ежели она упадет пальцем а землю, то переходить, ежели же вверх - остаться. Рукавица упала пальцем вверх - и город начал снова выстраиваться на пожарище, смываемый, подмываемый водою и засыпаемый песком»23

Пройдет всего около полувека и «наконец, мачеха-судьба, в образе рукавицы предков, до того насолила потомкам, что они вынуждены были испрашивать высочайшего разрешения перенести город на другую сторону Селенги, что им и разрешено 1840 г. сентября 6 числа». А вот и мифическая символика возрождения древнего поселения на Селенге: «Теперь [1860 г. – Э.Д.] наш город, т. е. новый, которому дан герб, изображающий феникса, поднимающегося из пепла»24

В более позднем варианте исторических сведений о Селенгинске Бестужев, упоминая о жившем здесь очень долго ссыльном украинском гетмане Демьяне Игнатовиче Многогрешном, активно участвовавшем в становлении государственности в Забайкалье25, сообщит: «Место, где он похоронен, неизвестно, потому что плита с его могилы снята при постройке каменного собора в Селенгинске и заложена в каменный пол нижней церкви, в числе других плит»26

В 1865 г. при Спасском соборе Селенгинска будет открыто Приходское Попечительство27, возглавлять которое местным обществом будет избран медик Петр Андреевич Кельберг (1818-ок.1896), один из самых первых естествоиспытателей нашего края, большой друг и домашний врач декабристов К.П.Торсона и братьев М.А. и Н.А. Бестужевых, воспреемник селенгинских научных занятий Н.А.Бестужева.

Именно благодаря Кельбергу Спасский собор оказался связанным и с историей сейсмических исследований за Байкалом. В его колокольне Кельберг установил один из первых в Сибири сейсмоскопов, с помощью которого вел простейшие записи местных землетрясений, в том числе и катастрофического Цаганского землетрясения 1862 г. - известного Провала на Байкале28

Постоянным объектом исследований у Кельберга будет и само поведение при сильных местных землетрясениях столь выдающегося в строительном отношении сооружения, каким был собор. Уже 5 января 1862 года, всего через несколько дней после начала страшных сотрясений, связанных с Провалом на Байкале, он напишет в Московское Общество Испытателей Природы: «В особенности пострадал Спасский каменный собор; кресты оба свихнулись на бок, колокольня и своды очень разщелились, в верхней церкви падали из свода кирпичи, которые разрушили паникадило и поломали несколько подсвечников. Если подобный удар еще повторится, то разрушение собора неизбежно; если он не упал теперь, то это мы обязаны толстым стенам со¬бора и прочной старинной его постройке».29

Весьма торжественно, в присутствии высшего гражданского и военного начальства Забайкалья и Приамурья, со сбором пожертвований, будет отмечено в 1889 г. в Селенгинске 100-летие «грандиозной постройки каменного Собора во имя Спаса Нерукотворного»30. Сама мысль об этом принадлежала Епископу Селенгинскому Meлетию, при этом «подготовки к этому торжеству почти никакой не было, и присутствующие застали Собор именно в том виде, каким он стоял и в предыдущие года и стоит до сих пор, иначе во всей его не приукрашенной старине». Но вот как характеризовалось тогда особенное великолепие храма: «Заслуживает внимания также и архитектура храма, величина его, и главное – прочность постройки. Невольно изумляешься толщине стен, связей и проч.!! Церковная утварь также поражает своею массивностию и изяществом отделки. Одним словом, что вы не возьмете, на что не взглянете, везде увидите одну только старину, заслуживающую самаго строгаго описания»31. Говорилось также, что «древния постройки строились на вечно, а нынешния, хотя и более изящныя по своей отделке, строются только на долгое время»32

Однако повседневная духовная жизнь уже перемещалась на левый берег, в Новый город, в котором, еще в 1865 году, было открыто Приходское Попечительство при Селенгинской Покровской церкви.33

Поколения горожан рождались и умирали под его стенами. Он был всегда с ними, утверждая своим видом и колокольным звоном вечность города на Селенге, как и бесконечность человеческого повторения. Они срослись с ним, древним храмом, который стал частью их веками освященного уклада. Думали, он будет всегда хранилищем их веры и памяти... Потом, с покинутой стороны реки, он продолжал манить и завораживать, как не помнящий зла, мудрый седой отшельник, возвысившийся над земным...

Последними хранителями древней народной реликвии станут породнившиеся потомки селенгинских Лушниковых и Кельбергов.

Рассказывает правнук П.А.Кельберга, по его сыну Андрею, Василий Александрович Кельберг (р.1919):

«Огромная, до чего была красивая колокольня у церкви! Очень большая! Я подымался туда ребенком, когда был уже в состоянии звонить. Еще в 1929-1930 гг. колокольня была цела, церковь действовала. Дед мой по матери [Лушников - Э.Д.] ее охранял. Что и кто ему платил, не знаю. Охранял до того времени, пока мог. Когда моления были, приходили, ему что-то давали... Из Новоселенгинска еще был виден шпиль с крестом. Какой красивый перезвон был! Я даже сам двигал немного доску большого колокола. Помню, как маленькие перезванивали... Натягиваешь с большим и слышишь - бум... бум... бум... Оказывается, для этой церкви кирпич делали на месте. Глину брали здесь, там, где сейчас карьер, то есть между мемориалом [декабристам - Э.Д.], где-то полкилометра от него, и Н-Селенгинском. Говорят, что в церкви кирпич ложили на известковом растворе. Его «закваска» правильно сделана. А какой кирпич у них получался! Ударишь этот старый кирпич, а он и не ломался. Дед рассказывал, что строили так. Один состоятельный человек брал на себя миссию строительства и объединялся с архитектором. Ездили по деревням, собирали, кто что мог дать: кто зерно, а кто яиц. И вот на белке яиц разводили вместо олифы и красили. Поэтому и получалось крепко. Известь для собора заготавливали заранее. Чтобы она была крепкая, выкапывали большие ямы и в течение 5-7 лет известь в них лежала. За ней ухаживали: подливалась вода, она прокалывалась. Надо было, чтобы вода там все время присутствовала. Напротив музея декабристов построено деревянное 2-х этажное здание. В нем есть каменная вставка. Так вот, ради этой вставки и взорвали церковь. Сложена она из того, что смогли взять. Стены ломались большими глыбами и взять отдельные кирпичи было почти невозможно. Собрали очень мало».

О времени взрыва «на кирпичи» древнего храма и реакции на это местных жителей добавила жена Василия Александровича – Нина Марковна: «Я приехала [в Н-Селенгинск – Э.Д.] в 1950 г. и ещё была волна возмущения разрушением собора, ещё много говорили об этом»34

Ещё один свидетель последних двух десятилетий неразрушенного ещё Спасского собора, хранитель, в расположенной недалеко от него каменной часовне уникальной забайкальской реликвии - древнего селенгинского креста, неразрывно связанного с древним храмом, селенгинский старожил Мария Фёдоровна Жданова (р.1909), тоже с так и не зажившей болью, вспоминала:

«Какая у нас была церковь! Какая была церковь богатая, красивая! Приезжали все и говорили, что такой церкви нигде больше нет, кроме нашей. А какое было богатство! И книги и иконостас, и дорожки и ковры были. До 1936 г. всё это было. Здесь тогда мужской монастырь был, отец Серафим начальствовал… Собор разрушали в 1936 г. Разбили, и всё. Колокола большие были. Один, наверное, с нашу избу был. Взяли спилили балки, колокол упал и разломался. Мы жили совсем рядом с собором, но не ходили смотреть, потому что страшно было…»35

Автору этого изложения в 1985 г. привелось в качестве ведущего и соавтора программы «Ваше мнение?» на бурятском телевидении открывать передачей об историческом и культурном наследии Старого Селенгинска этот, ставший потом весьма популярным телевизионный сериал.36. Этой и последующими передачами, а потом и публикациями в республиканской периодической печати, перед общественностью и властями Бурятии была впервые публично поставлена острейшая проблема охраны историко-культурного наследия республики. В частности, в 1985 г., в том числе автором данного изложения, была предложена и обоснована идея создания историко-архитектурного заповедника «Старый Селенгинск»37, обсуждение которой состоялось на специальной республиканской научно-практической конференции в г. Гусиноозёрске в том же году38, и в принятых на ней решениях получившая полное одобрение. Однако реализация этих решений затянулась, а потом и вовсе остановилась, в том числе по недостатку средств.

Но что-то в направлении осуществления идеи заповедника в 1986-1987 гг. всё же было сделано: по инициативе и под общим руководством автора, студенты-дипломники кафедры «Архитектура и строительные конструкции» Восточно-Сибирского технологического института (теперь университет) разработали первые проекты заповедника, сотрудники кафедры А.Н.Кульгавый, М.И.Сизов и С.И.Панафидин произвели частичную очистку пола собора от многолетнего слоя скотского навоза, а студенты А.Бадмаев и Е.Носков под руководством преподавателя Б.Ц.Жимбиева отреставрировали памятник первому коменданту Селенгинска бригадиру В.В.Якобию, расположенный в Старом городе, недалеко от собора.

В 1989 г., впервые в советское время, состоялось юбилейное торжество в честь и в руинах прекрасного древнего храма на Селенге. В Старом городе было отмечено его 200-летие с панихидой по усопшим жителям этой покинутой селитьбы, отслуженной архиепископом Иркутским и Читинским Хризостомом39

Сегодня, стоя у полуразрушенного сооружения, где на уцелевших каменных досках слева и справа от входа ещё хорошо видны надписи – «Сия святая соборна церковь во имя Спасителя начата сооружатца 1784 году мая 14 числа» и «А окончилась сия святая церковь сооружением наружным 1789 году мца июня 13 числа», непросто представить себе все его былые архитектурно-художественные достоинства. Только по редким старым фотогра¬фиям древнего храма можно теперь как-то восстановить необыкновенный облик этого замечательного памятника истории, культуры и науки Забайкалья и всей Сибири, проникнуться его былым архитектурным, гражданским и духовным величием. Могут помочь в этом и посвящённые древнему Селенгинску и его собору страницы современных монографий В.И.Кочедамова – «Первые русские города Сибири»40 и Л.К.Минерта – «Памятники архитектуры Бурятии».41

Важно задуматься, почему все это - наша история, духовность, наука и красота - уже в прошлом?! Ведь постройка Спасского храма была задумана и исполнена на века... Перед какой силой или бессилием отступила огромная прочность народного творения? пережившего до того столетия, наводнения, наступление песков и землетрясения?!

Руины уникального исторического сооружения, поражавшего когда-то воображение многих поколений людей своей грандиозностью и красотой, носят сегодня никого и ни к чему не обязывающий статус памятника архитектуры. Но даже этот статус его явно неполный, ведь древний собор еще и памятник истории, духовности и науки. И совершенно очевидно, что не может служить утешением любое почетное звание памятника за страшные утраты, понесенные древним храмом в первые десятилетия советского времени и дикое последующее небрежение к этой народной святыне. Не утешает и полный провал попыток разобрать прочный собор на строительные материалы. Потеряв надежду на кирпич, выдающийся народный памятник приспособили под стойло для скота, и вот в этом-то преуспели немало, о чем свидетельствует спресованный за многие годы почти двухметровый слой навоза на полу собора. Трудно до конца понять, почему это делали потомки тех, кто когда-то основывал город, возрождал его из пепла, хранил и передавал историю города.

Состояние Спасского храма сегодня - это вопиющий символ нашей всё ещё продолжающейся духовной трагедии, драмы ничего не помнящих, ни во что не верующих, все отрицающих и никого не уважающих.

Возродиться из духовных пожарищ, вспомнить родное, доброе, вечное - значит вернуть сказочную птицу нашей памяти. Восстановить веру, надежду и гражданское согласие…

Примечания

1.Словцов П.А. Историческое Обозрение Сибири.-СПб.,1886.-Кн.1.-Период 3.-С.274-275.

2.Паршин Н.В. Верхнеудинск (Из путевых записок) // Иркутск. Губ. Вед.-1865.-№44.-с.7-9.

3.Путешествие чрез Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 году // Записки ИРГО по Отделению этнографии.-СПб.,1882.-Т.10.-Вып.1.-С.11.

4.Надолбы – разновидность искусственного препятствия в деревянной ограде древнего оборонительного строения; «надолбы состояли из обрубков дерева, стоймя вкопанных за наружным краем рва, в один, два и три ряда». См.: Ласковский Ф. Материалы для истории инженерного искусства в России.-СПб.,1858.-Ч.1.-С.106.

.Изустная память, или духовное завещание селенгинского казака Вавилы Григорьева (…) / Ионин А.А. Новые данные к истории Восточной Сибири ХVII века (г. Иркутска, Иркутского Вознесенского монастыря, Якутской области и Забайкалья) // Изв. ВСОРГО.-Иркутск,1895.-Т.ХХVI.-№№1,2 и 3.-Приложение.-С.20-25.

6 .Беллевы путешествия чрез Россию в разные азиатские земли (...).-СПб.,1776.-Ч.1.-С.250; Записки Д.Белла о путешествии в Цинскую Империю в 1719-1722 гг .// Русско-китайские отношения в ХVIII веке. Документы и материалы.-М.:Изд-во «Наука»,1978.-Т.1.-1700-1725.-Прилож.-С.509.

7.С.П.Крашенинников в Сибири. Неопубликованные материалы.-М-Л.: Изд-во «Наука»,1966. - С.70.

8.Топографическое описание Иркутского наместничества, собранное из разных достоверных сведениев, присылаемых в наместническое правление / Описание Иркутского наместничества 1792 года.-Новосибирск: «Наука»,1988.-С.87-88.

9 .Паллас Петр Симон. Путешествие по разным провинциям Российскаго государства.-СПб.,1788.-Ч.3.-Полов.перв.-С.382.

10.Седов А. Летопись построения и событий г. Селенгинска (Забайкальской области) с 1674 по 1874 год. // Прибавления к Иркутск. Епарх. Ведом.-1874.-№49.-С.651-656; №50.-С.663-671.

11.Большинство могил ХIХ в. на старом кладбище Н-Селенгинска, в которых похоронены, в том числе многие, известные своими общественными заслугами местные деятели, включая и друзей декабристов, находятся в полуразрушенном и обезличенном состоянии. По сведениям, полученным в 1985 г. от местных старожилов, супругов Ждановых - Марии Федоровны (р.1909) и Павла Георгиевича (р.1907), из которых первая (в девичестве Красивых) родилась ещё в Старом городе, в 1960-х гг. местный житель А.Бакланов и ещё один, тоже из местных, сбивали с этих могил старинные металлические надгробия (изготовления Петровского железоделательного завода) и сдавали их в колхоз на металлолом по цене 60 руб. за тонну. Над некоторыми могилами уже сравнительно недавно надругались гробокопатели, сделавшие подкопы (с выбросом останков) в поисках старинных орденов и других ценностей. В 1987 г. так были осквернены и могилы супругов Седовых, на общем надгробии которых, ранее этого акта вандализма, автор сего изложения сфотографировал надпись на единственной сохранившейся плите: «Иван Андреевич Седов, подпоручик. Кончина 6-го апреля 1868–го. В 83-ъ лет».

12.Седов А. Летопись построения и событий г. Селенгинска (Забайкальской области)…-№49.-С.654.

13 .Там же.-С.654-655.

14.Там же.-С.655.

15.Там же.-С.655-656.

16.Там же.-С.656.

17.Там же.-№50.-С.663.

18.Бестужев М.А. Селенгинск (Письмо к Михаилу Ивановичу Семевскому) // Век.-1861.-№13.-С.447-452.

19.Записки Михаила Александровича Бестужева // Русская Старина.-СПб.,1881.-ноябрь.-С.633-643.

20.Воспоминания братьев Бестужевых.-Пг.,«Огни»,1917.-С.230-244; То же.-М-Л.,1951.

21.Бестужев М.А. Селенгинск (Письмо к Михаилу Ивановичу Семевскому)…-С.448.

22.Там же.

23.Там же.

24.Там же.

25.Демин Э.В.: Тайна опального гетмана // Правда Бурятии.-1985.-7 июля.-С.3; Селенгинские тайны опального гетмана // Байкал.-1987.-№5.-С.126-133; 290 лет со дня смерти Д.И.Многогрешного // Знаменательные и памятные даты по Бурятии на 1993 год. Библиографический указатель.-Улан-Удэ,1992.-С.54-56. Селенгинская «украйна» запорожского гетмана // Бурятия.-1992.-1 сентября.-С.4; Две «украйны» одного гетмана // Соел.-1993.-№9.-С.7.

26.Воспоминания братьев Бестужевых…-С.241.

27.Открытие Приходского Попечительства в городе Селенгинске // Иркутск. Епарх. Вед.-1865.-№8.-С.50-51.

28.Демин Э. В.: Сейсмостанции Старого Селенгинска // Правда Бурятии.-1983.-25 февр.; то же // Байкал.-1983.-№4.-С.131-132; Сейсмическая служба Селенгинска // Красная Селенга.-1987.-28 марта и 2 апреля.-С.4; Командирован... на Провал // Молодёжь Бурятии.-1989.-6 мая.-С.11; Провалу на Байкале 130 лет // Знаменательные и памятные даты по Бурятии на 1992 год: Библиограф. указ. в помощь пропаганде краевед. лит-ры.-Улан-Удэ,1991.-С.15-17; На пульсе Провала // Молодёжь Бурятии.-1992.-3 июля.-С.5; Полвека сейсмической вахты: к 175-летию со дня рождения П.А.Кельберга // Знаменательные и памятные даты по Бурятии на 1993 год. Библиограф. указ. в помощь пропаганде краевед. лит-ры.-Улан-Удэ,1992.-С.47-50; то же // Селенга.-1993.-12 мая.-С.2.

29.Кельберг П. Из письма к Секретарю Импер. Моск. Общ. Ипыт. Природы // Вестник естеств. Наук.-1860.-№45 и 46.-Стб.1405-1406.

30.Писарев И. Столетний юбилей градо-Селенгинского Спасского собора // Прибавления к Иркутск. Епарх. Вед.-1889.-№31.-С.1-7.

31.Там же.-С.2.

32.Там же.-С.7.

33.Открытие Попечительства Селенгинской Покровской церкви // Иркутск. Епарх. Вед.-1865.-№32.-С.206.

34 .Фонозапись от 26.8.1984 г. беседы Э.В.Демина с В.А.Кельбергом в п. Иволга – архив Э.В.Демина.

35.Фонозапись от 3.8.1985 г. беседы Э.В.Демина и А.В.Тиваненко с М.Ф.Ждановой (Красивых) и её мужем в п. Н-Селенгинск – архив Э.В.Демина.

36.Программа бурятского телевидения «Ваше мнение?», соавтороми которой были её редактор, журналист О.Я.Кожевникова и ведущий Э.В.Демин, впервые вышла в эфир в 1985 г. и по 1992 г. включительно в её рамках было подготовлено и выпущено 16 передач, посвященных историко-культурному наследию Бурятии и прежде всего основных исторических центров республики – Баргузина, Селенгинска, Улан-Удэ (Удинска-Верхнеудинска) и Кяхты (сценарные планы – архив Э.Д.). Наиболее острыми из обсуждавшихся проблем, получившими общесоюзный и международный резонанс, были две: первой была научно необоснованная, разрушительная по сути, попытка реэкспозиции в 1987-1989 гг. уникального собрания Кяхтинского краеведческого музея (документы – архив Э.Д.); второй – противоречащие элементарным научным представлениям, юридически неправомочные, а по сути варварские, массовые раскопки в 1989 г. на старом баргузинском кладбище, якобы в поисках могилы венгерского поэта Шандора Петефи (документы – архив Э.Д.; Демин Э. До и после «баргузинской сенсации».-Байкал.-1993.-№№1-3).

37 .Демин Э., Тиваненко А. «Золотая россыпь» Селенгинска // Правда Бурятии.-1985.-21 мая.-С.3.

38.Программа научно-практической конференции на тему «Проблемы создания историко-архитектурного заповедника «Старый Селенгинск» / Минкультуры БурАССР. Бурятское отделение ВООПИК.-Гусиноозёрск, 1985.-4 с.

39.Балков Ю. Святотатство // Молодёжь Бурятии.-1989.-26 августа.-С.7.

40.Кочедамов В.И. Первые русские города Сибири.-М.:Стройиздат,1978.-С.43,55,56,140-143.

41.Минерт Л.К. Памятники архитектуры Бурятии.-Новосибирск: Изд-во «Наука»,1983.-С.87-90,184-185.

41,95 KbПри перепечатке материалов сайта просьба указывать ссылку  на  www.chita-eparhia.ru
При цитировании материалов указывать автора
© Читинская и Краснокаменская Епархия.
Адрес: 672039, Россия,
г. Чита, ул. 9-го Января, 50.

Яндекс.Метрика