Читинская и Краснокаменская епархия
Главная / Епархия / История епархии / Исторические очерки о Забайкальской епархии / Сергей Кудрявцев “Очерк истории Забайкальской епархии” / 3. Миссия среди тунгусов в XVIII столетии
  Правящий архиерей
  
  
 
  Новости Патриархии
  
  
 
  Новости епархии
  
 
  Епархия
  
  
  
  
  
  
 
  Церковная жизнь
 
  Анонсы
  
 
  Библиотека
  
  
  
  
 
  Образование
  
  
  
  
  
  
  
 
  Газета “Православное Забайкалье”
 
  Видеостудия “СЛОВО”
 
  Святые места и святыни Забайкалья
  
  
  
 
  Общение
  
  
 
  Документы
 
  О вере Православной
 
  Экскурсии, паломничество
 
  Поиск по сайту


Полезные статьи

3. Миссия среди тунгусов в XVIII столетии

В XVIII веке русское население в Забайкалье было еще весьма немногочисленно. Правительство было озабочено таким положением, и время от времени издавало разные указы о принудительном переселении, которые, впрочем, не достигали своей цели и ситуацию изменить не могли. Немногочисленные русские поселения были рассеяны на значительном расстоянии друг от друга, а сообщения между ними были трудны и зачастую зависели от времени года. Разумеется, православные храмы были почти во всяком более-менее крупном поселении, а если не было храма, то была хотя бы часовня. Приходы были объединены в особый церковный округ — заказ. Центром заказа был Нерчинск. Приходы были маленькие и крайне бедные. Духовенство повсеместно избиралось самими прихожанами из своей среды, а затем утверждалось и рукополагалось правящим архиереем в Иркутске. Впрочем, бывали случаи, когда приходские кандидатуры архиерей отклонял по причине полной неграмотности кандидата. С избранным, утвержденным и рукоположенным священником, приходская община заключала своего рода договор о найме, так как сама определяла источники его содержания. Как правило, это содержание было весьма скудным, и, поэтому, священник вынужден был заниматься всеми крестьянскими делами и во всем разделять быт своих прихожан. Иначе и быть не могло.

Поэтому, вполне понятно, почему на протяжении всего XVIII века, не существовало никакого плана миссионерской деятельности среди забайкальских инородцев — тунгусов и бурят. Если обращения и имели место, то носили случайный характер. И вот, в начале семидесятых годов XVIII века в Нерчинском округе неожиданно появился некий православный миссионер, развернувший широкую работу с тунгусами, кочевавшими по долинам рек Алеур и Курлыч. Звали его Кирилл Васильевич Суханов. История его такова. Родился он 7 января 1741 года в городе Яренске. В Яренске он состоял в купеческом сословии и занимался «иконостасным художеством». Неизвестно, что заставило его оставить семью в Яренске и бежать в Сибирь. Бежал он вместе с товарищем — иконописцем Василием Березиным. Вместе они дошли до Иркутска, где им пришлось на время расстаться. Березин отправился в Якутск, а Суханов в 1768 году появился в Нерчинске с паспортом от Яренской ратуши «за купечеством и иконостасным художеством». В Нерчинск его пригласил ктитор Курлыченской церкви Епифанцев, который приехал в Иркутске, в апреле 1769 г. за архипастырским благословением преосвященного Софрония на постройку новой деревянной церкви в селе Курлыч. Епископ постройку благословил и предписал найти кандидата на священническое место при ней. Вместе с Епифанцевым Кирилл Суханов отправился в Курлыч, где принялся за постройку нового храма. В январе 1770 г. курлыченские жители просили освятить новый храм и рекомендовали в священники для своей церкви иконописца Кирилла Суханова. Благословение на освящение нового храма было получено 7 марта 1771 г., но Кирилл Суханов отказался от рукоположения.

Получив деньги за постройку храма, Кирилл Васильевич Суханов, неожиданно для всех отправился проповедовать Христа тунгусам. Через два года, 18 октября 1773 г., в Иркутске было получено его прошение к архиерею. Кирилл Суханов сообщал: «в Нерчинском ведомстве принял я обращающихся в веру православную идоляторов от святого крещения обоего пола не малое число душ, коих, по усердию, с дозволения Нерчинской воеводской и горной канцелярий, собственным своим коштом поселил домами вверх по реке Алеуру, при устье Бусулея, на пустом месте, ныне именуемом Сухановой слободой, в 40 верстах от Курлыченской церкви. Где для приобыкновения оных на молитву и прославлению истинного Бога и утверждения их в вере православной намерение имею построить во имя Пресвятыя Троицы часовню, а на строение и святыми образами и утварью украшение и содержание оной имею употребить свой собственный кошт». Преосвященный отвечал: «часовен строить не велено, а когда много будет новокрещеных, то можно будет создать церковь». Можно предположить, что таких новокрещеных было около 100 душ. 27 февраля 1775 г. старшина новокрещеных тунгусов в Сухановой слободе Кирилл Суханов с шестьюдесятью новокрещеными инородцами подали прошение иркутскому архиерею о разрешении постройки деревянной церкви во имя Св.Троицы. Иркутский архиерей просил Синод о назначении этой церкви пособия от казны по примеру якутских церквей, а Суханову предписал готовить лес для строительства и искать кандидата в священники. Такого кандидата Суханов скоро представил преосвященному. Это был его давний приятель Василий Иванович Березин, некоторое время назад приехавший в Нерчинск из Якутска. Епископ немедленно рукоположил Березина и до окончания постройки храма в Сухановой слободе причислил его к причту Курлыченской Спасской церкви «в помощь и для исполнения у орочен христианских треб.» Тогда же, указом иркутской консистории от 16 мая 1775 г. Кирилл Суханов против его воли был назначен дьячком к храму в Сухановой слободе и рекомендован достойным к принятию священного сана. В ноябре того же года последовало, согласно Синодальному указу, распоряжение о заложении деревянной церкви во имя Св.Троицы в Сухановой слободе. Кирилл Васильевич был назначен ктитором этой церкви, на строительство и церковную утварь ему предписано было получить из Нерчинского комиссариатства 1000 рублей ассигнациями.

В это самое время Яренская ратуша, считавшая Суханова беглым, потребовала от Иркутского духовного начальства, чтоб он был препровожден на место своего жительства. Кирилла Суханова немедленно уволили от дьяческой должности, но архиерей, высоко ценивший его труды, усердие и способности не желал с ним расстаться. Он сам представил дело властям, указывая на то, что «Суханов явился в Нерчинских краях в 1768 г. по паспорту Яренской ратуши за купечеством и иконостасным художеством, и из того паспорта видно, что подушную подать и градские службы за него обязались отправлять его братья, здесь же он добровольно поселился в 1772 г. среди новокрещеных тунгусов — восприемников своих, на порожнем месте, по реке Алеуру, при устье Бусулея, где своим коштом домы построил и прочим подлежащим до крестьянской экономии снабдил, и к построению в оной слободе церковь ходатайство имел, жил безотлучно с ними для обучения новокрещеных хлебопашеству, постройке домов, утверждению православной веры, грамате к иконостасному ремеслу.» Ходатайство преосвященного было уважено и Кирилл Суханов вновь был утвержден в дьяческой должности при Сухановской церкви. Церковь построили быстро, но вскоре она сгорела. Такова была судьба многих первых забайкальских храмов. В начале 1779 г. дьячек Кирилл Суханов отправился в Иркутск, за благословением на постройку в своей слободе вместо сгоревшей церкви каменный трехпридельный храм.

В Иркутске он был радушно принят владыкой. Преосвященный употребил всю свою власть и заставил Кирилла Суханова против его желания принять диаконский сан. 3 марта 1779 г. Кирилл Васильевич Суханов был рукоположен во диаконы с обязательством исполнять диаконское и дьяческое служения состоя на одном лишь дьяческом жаловании. Вернувшись домой Кирилл Суханов приступил к постройке каменного храма. Постройка была тщательная но исполнена была в короткие сроки. Кирпич для постройки делали на месте свои рабочие –крещеные тунгусы; кладка производилась тоже ими под надзором строителя — диакона Кирилла Суханова. Иконостас и святые образа были исполнены самим Кириллом Сухановым и священником Березиным.

Спустя год диакон Суханов опять был в Иркутске, где просил о посвящении во священника новокрещеного тунгуса пономаря Флора Суханова, но поскольку последний не достиг еще необходимого возраста, то преосвященный, за неимением других кандидатов предложил самому Суханову занять это место. Кирилл Васильевич сначала начал отказываться, но потом все-таки принял предложение владыки. При этом он поставил условие, что он будет «произведен во священника преосвященным Михаилом сверх всякого отзывательства с таким обнадеживанием, что он, как не духовной породы, то ни при церкви всегдашним служением, ни исправлением мирских треб, также никакими духовными делами, кроме единого увещания иноверцев к принятию св.крещения занят и отягощен не будет». Таким образом, он получил особые, небывалые прежде права. Спустя много лет такие права получат все священники-миссионеры. Рукоположен он был 21 февраля 1780 года. Став священником, он, между тем, по-прежнему получал жалованье дьячка. В диаконы был рукоположен новокрещеный пономарь Флор Суханов, а пономарями определены новокрещеные Филипп и Иван Сухановы. Вскоре, священник Василий Березин, как вдовый и бездетный, назначен был в свиту архимандрита Иоакима (Шишковского) отправляющуюся в Пекин, но назначение было отменено. Поскольку вдовым священникам нельзя было оставаться среди мирян 31 декабря 1781 г. ему было предписано сдать все имущество священнику Кириллу Суханову и следовать в Иркутск. В Иркутске он был пострижен с именем Вонифатия и 26 мая 1783 г. был назначен игуменом в Киренский Троицкий монастырь, а скончался в сане архимандрита Иркутского Вознесенского монастыря.

На место о.Василия в Суханову слободу в 1782 г. был рукоположен священником диакон из Сухановских новокрещенцев Флор Суханов. Диакон этот, по рукоположении, сопровождал игумена Вонифатия, по просьбе последнего, в Киренск, где прожил целый год и воротился к месту служения в Сухановую слободу только в июне 1784 года.

Между тем храм был построен, и 12 ноября 1782 г. преосвященный благословил Нерчинского закащика, протопопа Павла Гробова освятить во вновь построенной каменной Сухановой слободе церкви придел во имя Всех Святых, а на следующий год, 13 мая владыка вновь благословил того же закащика освятить каменный Троицкий храм с приделом Успения Пресвятой Богородицы. По словам очевидцев, храм был величествен по наружности и прекрасен по внутреннему украшению. Иконостасы во всех приделах в несколько станов, резные, позолоченные, св.иконы лучшей иконописной работы. Храм был обнесен каменной оградой. Звон его колоколов был одним из лучших в Нерчинском округе.

В 1786 г. в Иркутске Кирилл Васильевич был возведен в сан протопопа. Тогда же он подал ходатайство о сооружении в Сухановой слободе еще одной церкви — походной. Архиерей ответил на это — «Божиею милостию смиренный Михаил епископ Иркутский и Нерчинский. Иркутской епархии Нерчинского заказа Сухановой слободы Троицкой церкви честному отцу протоиерею Кириллу Васильеву сыну Суханову, сего 1786 года февраля 20 дня, поданным к нам доношением вы протоиерей Суханов, просили о сооружении оной Сухановой слободы при Троицкой церкви для утверждения новокрещенных, и обитающим приходу оной же Троицкой церкви иноверцам и показания им в православии церковного благочиния и молитвословия, во имя происхождения честных древ честнаго и животворящего креста Господня походной церкви благословения, с дачею на освящение онаго храма святаго Антиминса, по которому вашему доношению благословляет вам, протоиерею Кириллу Суханову, объявленную походную во имя происхождения честных древ честнаго и животворящего креста Господня церковь соорудить собственным вашим коштом, на что и вы желание нам свое открыли, и данным при сей святым Антиминсом по приготовлении для церкви должных потребностей, по церковному чиноположению оную освятить и по освящении к нам отрапортовать, во свидетельство чего сия граммата рукою нашею подписанная и печатию утвержденная дана в богоспасаемом граде Иркутске лета от воплощения Господня 1786-го месяца марта во 2 день. Своеручно».

Походную церковь протоиерей Суханов соорудил как и каменный Троицкий храм за свой счет. Выглядела походная церковь так — святой престол был складной, на шарнирах, доска длиною 1 ¼ аршина, шириною 15 вершков, такой же жертвенник — доска 12 квадратных вершков, иконостас состоял из четырех икон написанных на полотне: храмовый образ происхождения честных древ креста Господня, Богоявления Господня, а на левой сошествие Св.Духа на апостолов и святителя Стефана Пермского. Царские врата из полотна, вышиной два с половиной аршина и шириною 18 вершков с изображением Благовещения и четырех евангелистов. Венчал иконостас треугольник из холста шириной 4 ¼ аршина с изображениями Распятия Господня, Богоматери, Иоанна Богослова, царей Константина и Елены и князей Владимира и Ольги. Церковь эта сопровождала протопопа Суханова в поездках его по стойбищам тунгусским с миссионерскими целями.

Для своих тунгусов о. Кирилл открыл в Сухановой слободе первую в Нерчинском округе школу, в которой сам был учителем. Желая удержать свою кочующую паству при себе, о.Кирилл с самого начала старался привить тунгусам навыки оседлой жизни и научить их земледелию и ремеслам, таким образом, избавив их от последствий неудачного промысла и произвола зверопромышленников. Отчасти ему это удалось. Часть крещеных тунгусов действительно перешло к оседлой жизни. К несчастью, место, избранное Кириллом Сухановым для постройки слободы, было вовсе непригодно для занятий земледелием — вокруг были тайга и болото. Ранние заморозки и холодные туманы не давали вызреть хлебам. Поселяне не могли обеспечить себя хлебом, и отцу Кириллу постоянно приходилось за свой счет закупать зерно. Неурожаи заставили о.Кирилла заняться вместе со своими новокрещеными тунгусами отхожим промыслом. Они брали подряды на строительство храмов. Так, ими были построены, например, большой каменный Сретенский храм в селении Сретенском, каменные церкви в селах Курлыч и Городище.

Нам неизвестно что случилось, но только в 1803 году отец Кирилл Суханов, неожиданно, по доносу из Нерчинска, был запрещен в священнослужении, и получил предписание немедленно следовать в Нерчинск. Предание сохранило подробности отъезда отца Кирилла из Сухановой слободы. «Получивши распоряжение оставить свою любимую и столько лет лелеемую слободу, Кирилл Васильевич, при собрании своих новокрещеных, совершил соборное служение, простился с храмом и паствой. Сопутствуемый молящимися, он, в полном облачении, слезно молясь три раза обошел храм. Затем сняв священные облачения пред западными дверями на паперти, лег на землю и приказал привязать к своим ногам две веревки и тащить его к приготовленному возку, где народ поднял его и положил в возок. Благословив в последний раз свою паству, Кирилл Васильевич, приказал поставить крест на том месте, где сел в возок.» В Нерчинске его оправдали и прещения были сняты, но в Суханову слободу он уже никогда не вернулся.

Назначенный новый настоятель о.Семен Масюков вскоре подал прошение о переводе его на другое место вследствие крайней бедности Сухановского прихода, по той причине «что с тунгусов, крестивший их протоиерей Суханов, ничего не брал, а теперь они не имею никаких средств за неурожаем хлеба и за падежом скота и пришли в столь бедное состояние, что не только лишились домов, но даже иные ходят наги, а другие, оставя селение Сухановское, разбрелись по разным местам».

Епископ (с 1826 — архиепископ) Михаил (Бурдуков) управлял епархией в 1814-1830 гг. В правление епископа Михаила, по инициативе Библейского Общества, и, с разрешения правительства, в Забайкалье была основана первая протестантская — англиканская миссия, преследовавшая цель обращения бурят в христианство. Миссионеры поселились неподалеку от Селенгинска и занимались переводом Библии на бурятский язык. Не смотря на то, что миссия просуществовала довольно долго (до 1842 г.) успехов у нее не было почти никаких. За время с 1818 по 1842 год эти миссионеры окрестили лишь трех бурят, бывших у них в услужении. Сразу после изгнания английских миссионеров, ламы изъяли у населения, и уничтожили почти все изданные ими переводы. В дальнейшем эти переводы были признаны неудачными и православными миссионерами, которые заново переводили книги Священного Писания на бурятский язык.

Архиепископ Ириней (Нестерович), серб по происхождению, управлял Иркутской епархией в 1830-1831 гг., архиепископ Мелетий (Леонтович) в 1831-1835 гг., архиепископ Иннокентий (Александров) в 1835-1838 гг., епископ (с 1840 — архиепископ) Нил (Исакович) в 1838-1853 гг., архиепископ Афанасий (Соколов) в 1853-1856 гг., епископ (с 1858–архиепископ) Евсевий (Орлинский) в 1856-1860 гг., архиепископ Парфений (Попов) в 1860-1873.

Архиепископ Парфений в 1861 году посетил Забайкалье, а в 1862 году, «в целях лучшей постановки миссионерского дела», состоялось учреждение Селенгинского викариатства Иркутской епархии. С этого времени Забайкальская духовная миссия получает свою организацию и средства из казны. Первым епископом Селенгинским был Вениамин (Благонравов), выпускник Казанской Духовной Академии, рукоположенный 20 мая 1862 г. Он управлял Забайкальской Православной миссией до 1868 г. В этот первый период было организовано десять первых миссионерских станов, куда были отправлены священники-миссионеры, освобожденные от приходских обязанностей. За шесть лет было крещено до двух тысяч душ забайкальских язычников. Вторым епископом Селенгинским был Мартиниан (Муратовский) в 1869-1877, затем 1878-1888 гг. епископ Мелетий (Якимов), в 1890-1892 гг. — епископ Макарий (Дарский). Местопребыванием Селенгинскому епископу был назначен Посольский Спасо-Преображенский монастырь. Посольский Спасо-Преображенский мужской монастырь был основан в 1681 г. и был подчинен Свято-Троицкому Селенгинскому. Самостоятельный статус он приобрел в 1713 году благодаря своему вкладчику — купцу Пекинского каравана Григорию Осколкову. В 1862 г. Посольскому монастырю было отведено пятьсот десятин земли и право на рыбную ловлю, которая приносила Миссии ежегодно до шести тысяч рублей дохода. При монастыре была открыта первая в Забайкалье богодельня, в которой постоянно находились на полном содержании до двадцати человек больных, престарелых, убогих из новокрещенных. При монастыре было организовано Миссионерское училище, бывшее поначалу просто школой грамоты для инородцев. Спустя несколько лет, Посольское миссионерское училище, где в 1866 году обучалось 19 человек, разделялось уже на два класса. В старшем под руководством иеромонаха изучали, кроме священной истории и пространного катихизиса еще и русскую историю, и арифметику, географию и русскую грамматику; в младшем классе, под руководством иеродиакона учили молитвам, чтению, письму, краткой священной истории и краткому катихизису. Такая же программа была и в школах при миссионерских станах. В конце 1880-х годов в Селенгинском викариатстве было уже более двадцати миссионерских станов.

На протяжении всего XIX века православная духовная миссия в Забайкальском крае действовала с переменным успехом. Преемники преосвяшенного Вениамина не могли похвалиться своими успехами, и зависело это не только от их усердия или недостатка средств, но и от особенностей государственной национальной политики. Нужно иметь в виду, что миссионеры трудились главным образом среди бурят-ламаитов, а правительство, с одной стороны помогало Православной Миссии, а с другой — всячески поддерживало развитие ламаизма. Еще в XVIII веке были изданы указы запрещавшие, например, хоронить бурят без обрядов совершенных ламой, в начале XIX века, местное начальство, покровительствуя ламам, преследовало бурят-шаманистов и при любом случае уничтожало предметы их культа. Если в 1822 году в Забайкалье было две с половиной тысячи лам, то уже в 1842 году их, оказалось, пять с половиной тысяч. В 1853 году было издано «Положение о ламайском духовенстве Восточной Сибири», официально объявлявшее корпорацию лам — духовенством, со своей иерархией. Ламы и дацаны, как и православные священники и монастыри были наделены землями и прочими доходами. Им было разрешено повсеместно открывать свои школы и строить новые монастыри. Получив такую явное поддержку русского правительства ламы, вскоре образовали даже свою миссию для обращения бурят и тунгусов — шаманистов в буддизм. На все доводы отцов-миссионеров буряты отвечали, что «ламство есть такая же законная религия, как и православная вера, и утверждена русским Царем, а потому напрасно утверждать, что православная вера лучше, иначе бы тот же Царь приказал бы всех бурят окрестить и не давал бы ламам за их службу медалей.»

В Миссии было два отдела, один занимался шаманистами и ламаитами, другой- своими раскольниками- старообрядцами. Начальниками противораскольнической миссии были как правило архимандриты Свято-Троицкого Селенгинского монастыря. К 1894 году общее число всех раскольников в епархии доходило до сорока тысяч человек. Большая их часть принадлежала к беглопоповцам, остальные к различным беспоповским согласиям. В конце 1870-х годов в Забайкалье появились и представители Белокриницкой иерархии. (с. Доно)


Разделы
41,95 KbПри перепечатке материалов сайта просьба указывать ссылку  на  www.chita-eparhia.ru
При цитировании материалов указывать автора
© Читинская и Краснокаменская Епархия.
Адрес: 672039, Россия,
г. Чита, ул. 9-го Января, 50.

Яндекс.Метрика