Читинская и Краснокаменская епархия
Главная / Епархия / Священнослужители / Священнослужители и монашествущие (XVIII-начало XX вв.) /
  Правящий архиерей
  
  
 
  Новости Патриархии
  
  
 
  Новости епархии
  
 
  Епархия
  
  
  
  
  
  
 
  Церковная жизнь
 
  Анонсы
  
 
  Библиотека
  
  
  
  
 
  Образование
  
  
  
  
  
  
  
 
  Газета “Православное Забайкалье”
 
  Видеостудия “СЛОВО”
 
  Святые места и святыни Забайкалья
  
  
  
 
  Общение
  
  
 
  Документы
 
  О вере Православной
 
  Экскурсии, паломничество
 
  Поиск по сайту


Полезные статьи

Протоиерей Петр Булгаков

(1878-1930 (1931?)гг.)

Родился в 1878г. в с.Алеур, впоследствии Нерчинского района; отец – духовного звания. Образование получил в Духовной семинарии (логично предположить, что в Иркутской), и в 1898 г. рукоположен во священника. Служил в Могзонской Петро-Павловской церкви (о других местах служения информации нет). В должности благочинного состоял с 1906 г. по 1913 г., и с 1925 г. уже до самой кончины (1930 г.) В благочинническом округе о. Петра Булгакова в 1928 г.находилось восемь приходов, в последующем, вероятно, их количество сократилось. О своей жизни в конце 20-х гг. в Могзоне, а также об обстоятельствах закрытия храма, Протоиерей Петр Булгаков на допросе в ОГПУ сообщил следующее:

«Проживая в селе Могзон с 1913 года я исполнял должность священника Православной Церкви, и с 1925 года обязанности благочинного, жалования получал до отделения Церкви от государства от казны 100 руб. в месяц а после отделения Церкви от государства в 1920 году в феврале – марте я получал содержание от общины верующих, плата была в разное время разная, начиная от пуда муки на едока и последнее время 15 руб. в месяц, от получения которых я добровольно отказался, так как это жалование меня не удовлетворяло и вызывало недоразумения по сбору этих сумм. Кроме жалования я пользовался доходами от исполнения треб, плата за которые от верующих была не установлена, кто сколько даст, в это же время я сам сеял огород и зерновых культур в общей сложности не больше ¼ десятины, вспашку земли и её обработку нанимал за деньги за наличный расчёт, косил ежегодно сено где часть принимал участие лично и частью за наличный расчёт нанимал. Землёй до 1930 года я пользовался как пахотной и сенокосной на правах члена зем. об-ва безплатно, за исключением общих налогов. Община верующих, в данный момент которую я обслуживаю, состоит из 112 чел., из коих дворов 60 с семьями, остальные одиночки, церковный совет оформлен… Моя семья в данный момент состоит из меня и моей жены, дети – старший сын Алексей учительствует в городе Чита, второй сын учительствовал в Малетинском районе, Вениамин, в данное время службу оставил и уехал во Владивосток, и Галина учительствует в Оларском аймаке М.Б. республики. Церковь в которой исполняла рел. обряды религиозная община с. Могзон закрыта 7 октября 1930 года. В этот момент 7/XI 1930г. церкву закрыли, мы с общиной верующих считали, что закрытие произошло незаконно и возбудили ходатайство перед ВЦИК-м, но ответа не получили; всё культовое имущество нами передано целиком, здание церкви куда используется в настоящее время я сказать не могу, так как мне это очень трудно переживать и я не интересуюсь этим вопросом. Знаю, что крест не снят с храма, когда прохожу мимо перекрещусь и ухожу.

16 марта 1930 года я был арестован и со мной ещё 16 человек, читинским окр. Отделом ОГПУ, я просидел там до 6-го мая, меня выпустили. Меня обвиняли в агитации против колхозного строительства в Могзоне, якобы вследствие нашей агитации получился массовый выход из колхоза, но нас не судили и выпустили… Когда происходило закрытие церкви я сидел арестованный могзонским милиционером за то, что отказался выдать ключи от церкви. Но из под ареста меня водили в церковь и тут же освободили из под ареста, я проходил и видел, что один колокол лежал на дороге, я в это время сходил домой принёс опись имущества и присутствовал при передаче имущества, пока последняя закончилась. После всего мы собрали церковный совет, на котором писали протест по закрытию церкви, на собрании присутствовало около 41(?) челов. Точно не помню, но из мужчин был только я, остальные все женщины, я лично составлял этот проэкт, а они обсуждали этот протест и увязывали его с законом. Потом через день, что ли 9-10 октября 1930 года, мы протест послали».

Закрытие церкви сопровождалось, по обыкновению, варварскими действиями комсомольского и иного «актива»: колокола были сняты, а чуть позже во дворе кооперативного магазина разбиты, и отправлены в «утильсырьё». Разумеется, такие действия вызвали возмущение среди православных людей. Некоторым из них, по их же, впрочем, показаниям, православно верующие обещали, что «скоро придет время вам коммунистам разобьём головы и оставим одни уши как вы оставили у колоколов». Кроме этого, обвинение строилось также на основании весьма оригинального «воззвания», приписываемого о. Петру Булгакову: «Братие опомнитесь, прийдите за помощью, не допустите закрыть церковь опозорить религию православную. Настал день Страшного Суда, поэтому нам верующим нужно объединиться против коммунистов». В силу своей фантастической безграмотности, данную листовку мог составить кто угодно, но наименее вероятно, чтобы это был Протоиерей Петр Булгаков, являвшийся, скорее всего, одним из немногих образованных людей в Могзоне.

Отцу Петру и ещё двум жителям ст. Могзон предъявили обвинение в контрреволюционной деятельности, и 25 декабря 1925 г. ему был вынесен смертный приговор.

ПРИМЕЧАНИЕ: После ареста Протоиерея Петра Булгакова, ему прошлось пройти медицинский осмотр, данные которого дают некоторое представление о его внешности: рост – 160см., вес – 70 кг. Из физических недугов врачи выделили «расширение вен нижних конечностей», что делало невозможным отправление о. Петра по этапу пешком.

Димитрий Саввин


Разделы
41,95 KbПри перепечатке материалов сайта просьба указывать ссылку  на  www.chita-eparhia.ru
При цитировании материалов указывать автора
© Читинская и Краснокаменская Епархия.
Адрес: 672039, Россия,
г. Чита, ул. 9-го Января, 50.

Яндекс.Метрика