Главный престол собора освящен в честь Казанской иконы Божьей Матери

Русская Православная Церковь насчитывает до 269 икон Богоматери, прославленных различными чудесами. Посвящение храмов иконе Богоматери является особенностью русской культуры и благочестия. Читинский собор и его главный придел посвящены Казанской иконе Божией Матери. На Руси все храмы посвящались либо значительным религиозным событиям, например, Вознесению, Воскресению или Рождеству, или святым, часто Спасу Нерукотворному или Богородице.
Образ Божией Матери, покровительницы Русской земли, всегда пользовался у православных верующих особой любовью и почитанием. Считается, что Божья Матерь через Казанскую икону простирает свое покровительство над Сибирью и Дальним Востоком. Казанская икона относится к иконографическому типу богородичных икон Одигитрия (по–гречески - Путеводительница) с благословляющим Богомладенцем. В России икона получила свое название Казанской по месту чудесного обретения в земле г. Казани 8 июля 1579 г. Казанская икона Богородицы почитается как символ духовного прозрения тех, кто омрачен язычеством, ересями и лжеучениями. Особыми чудесами прославился этот образ во времена безбожия и богоотступничества. И ныне Заступница Усердная источает через Свои иконы нескончаемые милости на наш край. В 1997 году произошло обновление иконы Казанской Божией Матери в храме Рождества Иоанна Предтечи города Читы. Двухсотлетний образ, почерневший от времени и от пожарища, обновился в одну ночь, ясно стали различимы образы Божией Матери и Младенца, тем самым была явлена милость и особое благоволение нашему краю.
На фасадных росписях собора будет несколько икон, посвященных Божией Матери. С чудотворной Казанской иконой Божией Матери связаны многие замечательные события в истории нашего государства. Одно из важнейших ее присутствие в рядах ополченцев, освободивших в 1612 году Москву от польских захватчиков, после чего закончилось «смутное время». Храмы, посвященные Богородице, традиционно отличались особым архитектурным изяществом пропорций и нарядностью декоративных деталей. И поэтому, поиск архитектурного решения велся с учетом этих традиций.
|