Читинская и Краснокаменская епархия
Главная / Библиотека / Иннокентьевские чтения
  Правящий архиерей
  
  
 
  Новости Патриархии
  
  
 
  Новости епархии
  
 
  Епархия
  
  
  
  
  
  
 
  Церковная жизнь
 
  Анонсы
  
 
  Библиотека
  
  
  
  
 
  Образование
  
  
  
  
  
  
  
 
  Газета “Православное Забайкалье”
 
  Видеостудия “СЛОВО”
 
  Святые места и святыни Забайкалья
  
  
  
 
  Общение
  
  
 
  Документы
 
  О вере Православной
 
  Экскурсии, паломничество
 
  Поиск по сайту


Полезные статьи

Иннокентьевские чтения

РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

"ИННОКЕНТЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ"

 

1997 год — год святителя Иннокентия

Приветственное слово епископа Читинского и Забайкальского Евстафия участникам конференции

В 1997 году по решению ЮНЕСКО весь мир отмечал 200-летие со дня рождения и 20 лет со дня канонизации святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, апостола Сибири и Америки. В память об этом по всему православному миру пришел ряд научных конференций, посвященных жизни и деятельности этого великого русского миссионера, выдающегося деятеля науки и культуры, оставившего заметный след в этнографии, лингвистике, естественных науках. Открыли юбилейный год Оксфордский и Эдинбургский университеты, в которых состоялись Международные симпозиумы, приуроченные 200-летию со дня рождения святителя Иннокентия. В их работе приняли участие богословы из Великобритании, Франции, России, США.

В июне этого же года в Троице-Сергиевой Лавре состоялась научно-богословская конференция «Евангелие в контексте мировой культуры», также посвященная святителю Иннокентию Московскому.

С 1 по 3 октября эстафету празднования юбилейной даты приняла Иркутская епархия — родина святителя Иннокентия. Научная конференция «Исторические судьбы Православия в Сибири» прошла в стенах ИрГТУ

3 октября 1997 года еще один Российский город отметил 200-летие со дня рождения святителя Иннокентия. Этим городом был наш город Чита.

Первые Иннокентьевские чтения

Первые Иннокентьевские чтения. 1997 г.

Первые Иннокентьевские чтения прошли по инициативе епископа Иннокентия (ныне архиепископа Корсунского), небесным покровителем которого является святитель Иннокентий Московский. Чтения были обозначены как региональная научно-практическая конференция. Вопросы организации конференции решала Администрация г. Читы, Читинская и Забайкальская епархия, ЗабГГПУ, Забайкальский филиал Русского географического общества, Читинский городской фонд истории и культуры, Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова. На конференцию прибыли ученый из Москвы (В.С. Глаголев – проф. МГИМО) Иркутска (О.В.Бычков), Улан-Удэ (И. Арзуманов). Костяк Первых Иннокентьевских чтений составили студенты и преподаватели Забайкальского педагогического университета.

Большинство докладов были посвящены незаурядной личности, неутомимому труженику на миссионерской поприще, замечательному церковному иерарху — святителю Иннокентию (Вениаминову), митрополиту Московскому и Коломенскому. Часть докладов впервые открывали перед слушателями и участниками чтений историю Православного Забайкалья: так из небытия воскресли забайкальские святыни — Чикойский Иоанно-Предтеченский монастырь и Иргень, а также впервые прозвучали рассказы о святых, подвизавшихся на Забайкальской земле. По результатам Иннокентьевских чтений вышел сборник статей, который так и назван был «Иннокентьевские чтения». Одним из решений первой конференции стало решение проводить ежегодные Иннокентьевские чтения.

Иннокентьевские чтения разных лет

Детская секция «Иннокентьевских чтений»

С 1997 года до сего дня состоялось четырнадцать конференций, одна из которых была выездной — в Красный Чикой в 1999 году. Со дня проведения первой конференции увеличилось число постоянных участников Иннокентьевских чтений — на Девятых Иннокентьевских чтениях насчитывалось уже более 300 докладчиков. Расширилась география участников: в разные годы в работе конференции принимали участие докладчики из Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Ельца, Сочи, Улан-Удэ, Якутска, Донецка и Днепропетровска.

Разнообразным по составу стал и круг докладчиков: священнослужители Русской Православной Церкви, представители администрации города Читы, преподаватели вузов г. Читы, краеведы, сотрудники епархиальных управлений Иркутской и Читинско-Забайкальской епархий, учителя среднеобразовательных школ, студенты, школьники. В связи с этим последние Иннокентьевские чтения стали распределяться по секциям. Среди постоянных секций можно выделить краеведческую, литературную, детскую и студенческую секции. Также в связи с ростом внимания к конференции учителей и школьников дата проведения Иннокентьевских чтения была перенесена с 3 октября (день обретенья мощей Участники выездных Иннокентьевских чтений во главе с епископом Иннокентием (ныне архиепископом Корсунским). Красный Чикой. 1999 г.святителя Иннокентия Московского) на осенние каникулы (начало ноября), также для учителей в рамках чтений стал проводиться круглый стол по вопросам духовного образования в средних учебных заведениях.

В 2005 году Иннокентьевские чтения впервые прошли в стенах Казанского собора, чем было положено начало миссионерской работы. Конференц-зал собора уже с трудом вместил всех участников и слушателей. Несколько секций продолжили свою работу после пленарного заседания в городской библиотеке им. А.П. Чехова и Спасо-Преображенском храме.

На протяжении последних лет почетным председателем конференции является епископ Читинский и Забайкальский Евстафий. Учредителями конференции выступают Администрация г. Читы, Читинская и Забайкальская епархия, Институт филологии межкультурной коммуникации ЗабГГПУ, Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова.

Роль Иннокентьевских чтений в духовном возрождении Забайкалья

Девятые Иннокентьевские чтения. Центральная городская библиотека им.А.П.Чехова. 2005 г.

Подобно зерну из евангельского повествования «семя» — Иннокентьевские чтения — не только проросло, но и дало сторичный плод. За десять лет в научный мир Забайкалья вошли люди с православным мировоззрением. Становление многих из них прошло именно через участие в конференции Иннокентьевские чтения.

На базе краеведческих материалов историков и краеведов Читинской области и республики Бурятия были возрождены традиции крестных ходов к забайкальским святыням — к озеру Иргень и Чикойскому Иоанно-Предтеченскому монастырю. Также, благодаря исследованиям постоянных участников конференции, были восстановлены имена святых, подвизавшихся за Байкалом — преподобного Варлаама Чикойского и святых Иргенских воинов-мучеников, прозвучали имена и жизнеописания наших земляков, пострадавших за веру в начале прошлого века: Софрония, епископа Селенгинского, Ефрема, епископа Селенгинского, протоиерея Алексия Соболева, протоиерея Николая Любомудрова.

Девятые Иннокентьевские чтения. Казанский кафедральный собор. 2005 г Конференция помимо научного общения решала и общественные и духовные вопросы. Резолюция каждой конференции, так или иначе влияла на духовный фон Забайкалья. Плоды этих решений мы видим сегодня в духовной жизни нашего города: из учебных заведений исчезли сомнительные проповедники; на специализации Института филологии и межкультурной коммуникации готовятся кадры для преподавания «Основ православной культуры» в школе; на территории Читинского государственного университета строится студенческий храм во имя преподобного Сергия Радонежского, идет подготовка к строительству храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери на территории Читинской государственной медицинской академии; в центре Читы возвышается великолепный кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери.

Ныне Иннокентьевские чтения в Чите — старейшая конференция в ряду новых:

Так 7 апреля 2006 г. в Екатеринбурге в конференц-зале Храма-на-Крови прошли первые Иннокентьевские чтения, посвященные 125-летию со дня преставления святителя Иннокентия, по теме «Церковь, общество и государство».

10 октября 2005 года на Камчатке прошли IV Иннокентьевские чтения, посвященные 300-летию Православия на Камчатке «Русская Православная Церковь в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и Аляске: история и современность»

Один из постоянных организаторов Иннокентьевских чтений - иерей Павел Матвеев31 марта 2006 г. в Биробиджане прошли I Иннокентьевские чтения «Церковь и общество: развитие взаимоотношений в Еврейской автономной области». Чтения посвящены подвижнической деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова) на Дальнем Востоке.

Как видим, небесный покровитель — апостол Сибири и Америки, святитель Иннокентий Московский до сего времени выполняет свой миссионерский долг, насаждая семена Православной веры среди своей паствы Сибири, Дальнего Востока и Америки, беря себе в соработники сотни и сотни мыслителей, богословов, людей науки и учителей.

Биктимирова Юлия

Конференция Иннокентиевские чтения

Первые Иннокентьевские чтения

II «Роль интеллигенции в духовном развитии общества» (1998 г.)

Выездные Иннокентьевские чтения в Красный Чикой(1999 г.)

III «Пушкин и Православие» (1999 г.)

IV «2000-летие Христианства» (2000 г.)

V «Забайкалье и Православие» (2001 г.)

VI «Православие и образование»(2002 г.)

VII «Святые — покровители земли Сибирской» (2003 г.)

VIII «Духовная книга в образовании и воспитании человека» (2004 г.)

IX «Историческая связь времен: духовность, просвещение, патриотизм» (2005 г.)

X «Святитель Иннокентий Вениаминов: деяния, наследие, современность» (2006 г.)

XI «Сквернословие как «сокрушение духа».(2007)

XII «90 лет со дня расстрела первого забайкальского новомученика Святителя Ефрема (Кузнецова), епископа Селенгинского». (2008)

XIII «Рим в судьбе Гоголя» ( к 200-летию Н.В. Гоголя) (2009)

"ИННОКЕНТЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ” — объединенные под этим названием сборники Забайкальского государственного педуниверситета.
   Они стали своеобразным духовным памятником великому русскому ученому, просветителю, миссионеру и церковному иерарху
Святителю Иннокентию (Вениаминову), митрополиту Московскому и Коломенскому, апостолу Сибири и Америки, прошедшему земной путь в 1797-1879 годах.
   В сборниках публикуются материалы периодических научно-теоретических конференций с аналогичным названием, посвященные многосторонней подвижнической деятельности в Сибири и Америке Святителя Иннокентия (Вениаминова), проблемам истории, теории и практики православия в Забайкалье, взаимоотношениям православной церкви с интеллигенцией и другими слоями общества, ее благотворного влияния на современную общественную жизнь.

Сборники докладов

Первые Иннокентьевские чтения: научно-практическая конференция, по-священная 200-летию Иннокентия (Вениаминова). – Чита, 1998.

Вторые Иннокентьевские чтения: Роль интеллигенции в духовном развитии общества. – Чита, 1999.

Третьи Иннокентьевские чтения: Пушкин и Православие. – Чита, 2000.

Четвертые Иннокентьевские чтения: 2000-летие христианства. – Чита, 2001.

Пятые Иннокентьевские чтения: Забайкалье и Православие. – Чита, 2002.

Шестые Иннокентьевские чтения: Православие и образование. – Чита, 2003.

Седьмые Иннокентьевские чтения: Святые – покровители Земли Сибирской. – Чита, 2004.

Восьмые Иннокентьевские чтения: Духовная книга в образовании и воспита-нии человека. – Чита, 2005.

Девятые Иннокентьевские чтения: Историческая связь времен: духовность, нравственность, патриотизм. – Чита, 2006.

Десятые Иннокентьевские чтения: Святитель Иннокентий (Вениаминов) – деяния, наследие, современность. – Чита, 2007.

Иннокентьевские чтения: Избранное: Юбилейный сборник статей, посвя-щенный 210-летию прославления Святителя Иннокентия (Вениаминова) и 10-летию «Иннокентьевских чтений». – Чита, 2006.

Тематический журнал "Иннокентиевские чтения"

На Двенадцатых Иннокентиевских чтениях прошла презентация одноименного научно-популярного тематического журнала. Вниманию читателей был представлен первый выпуск издания с общим названием «Сквернословие - сокрушение духа»(2007 г.). Номер журнала знакомит с материалами полемики, которая проходила вовремя проведения «Круглого стола» Иннокентиевских чтения прошлого года, которые были приурочены к году русского языка. Читатель узнает мнение Русской Православной Церкви о сквернословии, о корнях матерщины. С удивлением обнаружит глубину духовных смыслов славянского корнесловия. В номере есть также мне¬ние писателей и ученых о русском языке. Это сделано для того, чтобы читатель открыл для себя мировоззренческий смысл родного звучания, а через это и самого себя, обновленного духовным прочтением русского благодатного слова.

Второй выпуск «Иннокентивских чтений» "Святое место Забайкалья - Иргень"(2008 г). Журнал посвящен святыни Забайкалья – озеру Иргень и почитаемым Иргенским мученикам.

Третий выпуск посвящен святому Ефрему Селенгинскому. Журнал вышел в 2009 г.

P.S. С 2009 г. Иннокентиевские чтения проходт без участия Читинской и Краснокаменской епархии.


Разделы
41,95 KbПри перепечатке материалов сайта просьба указывать ссылку  на  www.chita-eparhia.ru
При цитировании материалов указывать автора
© Читинская и Краснокаменская Епархия.
Адрес: 672039, Россия,
г. Чита, ул. 9-го Января, 50.

Яндекс.Метрика