Торжество Православия
Торжество Православия
В первое воскресенье Великого поста мы празднуем день Торжества Православия. Но о каком торжестве идет речь? Когда мы смотрим вокруг себя, когда смотрим в глубины родного и дорогого нам Православия, – сколько мы видим поврежденности, больше приводящей к печали. И как мало находим причин торжествовать.
Но торжествуем мы вовсе не о видимой славе Православия. Торжество Православия мы видим в том, что православные люди, несмотря на гонения, несмотря на громадные трудности, сохранили в чистоте свою веру, сохранили благоговейно свое богослужение, сохранили духовный путь, который завещан нам Христом в Евангелии и Отцами Церкви в течение всех веков нашей церковной жизни. И в то же время, Торжество Православия – это день, когда мы ликуем, что Бог остался непобежденным человеческим грехом, грехом ума, холодностью и неустойчивостью сердца, колебаниями воли, грехами плоти. Бог остался непобедим в Церкви Христовой, Бог остался непобедим в отдельных, конкретных личностях – в этом великая наша радость.
Но Торжество Православия было учреждено по более частному случаю: после Седьмого Вселенского Собора, когда Православием была окончательно одержана победа над иконоборчеством, было установлено это празднество. О чем оно говорит?
О том, что Церковь отстояла наше право и долг поклоняться иконам Христа, Божией Матери и святых. Этим она отстояла и истину Боговоплощения, истину, что Бог Себя являет, открывает Себя образно. Эти образы – не только иконы. Это также словесные иконы, как говорит о них Андрей Критский, – в догматах Церкви, в учении Отцов, в наставлении, которое мы получаем. И, в конечном итоге, опять-таки образно, открывается нам Бог в людях, потому что каждый из нас носит в себе образ Живого Бога и в нас пребывает сияние и печать этого образа. Не напрасно Отцы Церкви говорили: Кто видел брата своего, тот видел Бога Своего...
Будем поэтому хранить благоговейное отношение друг ко другу, потому что мы – явление, образ; будем благоговейно хранить нашу веру в догмат о почитании святых икон, который выражает безусловную веру, что Бог стал Человеком. И будем ликовать о том, что из поколения в поколение Бог побеждает в нашей немощи, побеждает и покоряет нас Себе, и будем отдаваться Богу, чтобы эта победа была совершенна, чтобы Он победил до конца – не только в прошлые века, но ныне, в нас, и чтобы сияние Его славы было явлено миру, который лежит в скорби и искании.
Священник Павел Матвеев
|