Епископ Мефодий (Герасимов)
МЕФОДИЙ (ГЕРАСИМОВ)
ЕПИСКОП ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ И НЕРЧИНСКИЙ
( 1898-1912)
Епископ Мефодий (в миру Маврикий Львович Герасимов) родился 22 февраля 1856 года в семье священника Томской епархии. Окончив Томскую Духовную семинарию с аттестатом первого разряда, он поступил в Казанскую Духовную Академию. Несмотря на успешную учебу, неожиданно для всех, Маврикий Герасимов подает ректору прошение об увольнении из Академии. Просьбу его удовлетворили, и он был уволен со званием «действительного студента». Вернувшись в Томскую епархию, в декабре 1882 года, он тотчас поступил на службу в Алтайскую Духовную Миссию. Спустя три года, 26 сентября 1885 года, преосвященным Макарием (Невским), епископом Бийским и Начальником Алтайской Духовной Миссии псаломщик Маврикий Герасимов был пострижен в монашество с именем Мефодия. В ноябре 1885 г. монах Мефодий был рукоположен во иеродиакона, а 22 декабря того же года во иеромонаха. Он был приписан к причту Бийской домовой Архиерейской церкви и назначен заведующим Алтайским миссионерским катехизаторским училищем и домоправителем Бийскойго Архиерейского Дома. В 1886 г. «за усердие по службе и успехи в исполнении обязанностей учителя и воспитателя детей алтайских инородцев» иеромонах Мефодий был награжден набедренником, а в 1891 г. — золотым наперсным крестом от Св.Синода. По особому ходатайству Преосвященного Макария (Невского), указом Святейшего Синода от 30 января 1892 г., иеромонах Мефодий был удостоен степени кандидата Богословия, «на каковую степень Советом Казанской Духовной Академии выдан ему диплом и знак кандидатской степени — серебряный крест».
21 апреля 1893 г. преосвященный Владимир (Сеньковский) епископ Бийский, возвел иеромонаха Мефодия в сан архимандрита. В июне 1893 г. архимандрит Мефодий, указом Св.Синода был назначен начальником Алтайской Духовной Миссии. Через год, 2 июня 1894 г.преосвященным Макарием (Невским) епископом Томским и Семипалатинским и преосвященным Александром епископом Шацким, архимандрит Мефодий был хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии.
Указом Императора Николая II, от 24 декабря 1898 г. был «по прошению уволен на покой епископ Забайкальский и Нерчинский Никодим (Преображенский) в виду болезненного его состояния». Этим же указом на Забайкальскую кафедру был назначен епископ Бийский Мефодий (Герасимов). 20 февраля 1899 г. в Чите была получена телеграмма епископа Мефодия — «21-го выезжаю через Посольск на четырех экипажах, покорнейше прошу оказать содействие по пути следования». С дороги отправляли телеграммы — «Владыко в пять утра 25-го выехал из Кульска. Торопится.» Секретарь Забайкальской Духовной Консистории Кашпуров сообщал Обер-Прокурору Св.Синода Саблеру, что 26 февраля 1899 епископ Мефодий благополучно прибыл в Читу.
Забайкальская епархия в это время переживала трудные времена. Всюду ощущалась нехватка священников, Забайкальская Духовная Миссия не имела достаточных средств, ни опытных работников, монастыри обезлюдели. Новый архиерей с первых же дней энергично принялся за возрождение епархиальной жизни. Во-первых, весной 1899 года, по его распоряжению, был возобновлен крестный ход из Читы на Иргень с чудотворным образом св. мученицы Параскевы Пятницы. По благословению преосвященного Мефодия, эта икона стала ежегодно, осенью, по окончании полевых работ приноситься с Иргеня в Читу, а весной опять возвращаться на Иргень. Возобновление крестного хода на Иргень вызвало большой религиозный подъем в народе. 12 августа 1899 года епископ Мефодий положил первый кирпич в основание нового кафедрального собора. Для того, чтобы сплотить, рассеянное по огромной епархии духовенство, в 1900 году, он предпринял издание «Забайкальских епархиальных ведомостей». Подготовка священно- и особенно церковнослужителей была особенно серьезной проблемой для Забайкальской епархии. Новый епископ подал прошение в Святейший Синод, об открытии в Чите Духовной семинарии, а тем временем распорядился немедленно перевести из Нерчинска в Читу единственное в Забайкалье духовное училище, основанное еще в 1805 году. Следующим шагом преосвященного Мефодия, исполнявшего и обязанности Начальника Забайкальской Духовной Миссии, была реорганизация Центрального Миссионерского училища, бывшего, в то время, не более чем одноклассной церковно-приходской школой. В Училище было образовано четыре класса с годичным курсом в каждом, а также образцовая церковно-приходская школа с трехгодичным курсом с прибавлением специальных миссионерских предметов. В результате, Центральное Миссионерское училище превратилось из начальной школы в низшее учебное заведение Духовного ведомства. Размещалось Миссионерское училище в самом Архиерейском доме, и только в 1907 году для него было построено отдельное здание.
В ноябре 1903 года, после нескольких лет переписки, епископ Мефодий получил наконец разрешение от Св.Синода «для благоустройства миссионерского дела в Забайкальской епархии учредить должность Помощника Начальника Духовной Миссии». На эту должность был назначен священник Епифаний Кузнецов. Добившись учреждения должности Помощника Начальника Миссии епископ Мефодий подал в Синод новое прошение — «По причине многочисленности дел по епархиальному управлению я нахожу крайне затруднительным для Епархиального Архиерея отнесение обязанностей Начальника Миссии, а посему осмеливаюсь ходатайствовать пред Святейшим Синодом открыть в Забайкальской епархии особую должность Начальника Забайкальской противо-ламайской Миссии с подчинением последнего непосредственному ведению епархиального Архиерея и назначить на таковую должность кандидата богословия Казанской Духовной Академии священника Епифания Кузнецова с возведением его в сан протоиерея». При этом Совет Православного Миссионерского Общества был готов выделять на содержание Начальника Забайкальской Духовной Миссии до 1600 рублей ежегодно. И вот, в апреле 1904 г., Синод рассмотрев это прошение преосвященного Мефодия, и согласившись с его доводами, 20 августа 1905 г. издал указ об учреждении должности Начальника Забайкальской Православной Миссии.
Епископ Мефодий был неутомимым тружеником. Все летние месяцы, он совершал поездки по отдаленным приходам, участвовал в крестных ходах, посещал тюрьмы и каторгу, при том, что такие поездки всегда были сопряжены с немалыми трудностями и неудобствами.
В Чите архиерейские службы собирали толпы богомольцев, которых, порой, не могла вместить Андреевская крестовая церковь, еще и потому, что владыка был известен как талантливый проповедник. «Вся жизнь человека по воле Спасителя Бога должна быть непрерывным подвигом» — неустанно напоминал епископ Мефодий. — «Испытывая нашу любовь к нему, Спаситель Бог восхотел, чтобы вера была также свободным подвигом воли; невозможно доказать безусловную достоверность истин веры, но невозможно безусловно и отрицать их. Выбирай, что хочешь. Кто ищет Бога, тот найдет доказательства бытия Его во всем, и в малом и в великом, доказательства во внешнем мире и в самом себе. Кто живет одною землею, равнодушен ко всему, что стоит выше земли, тот нигде не увидит Бога, потому что Господь сказал: «Блажени чисти сердцем, яко тии Бога узрят». Только чистые сердцем могут видеть Бога; кто живет одною землею, для тех, по слову Господа, «и аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры». Человеку дана безграничная свобода избирать добро или зло, идти узким и тернистым путем, который ведет к жизни, или идти широким путем, который ведет к смерти. Два пути жизни предложены: иди куда хочешь. Никто и ничто, никакая сила не может принудить человека быть добрым или злым. На все дана свобода, пока длится земное бытие человека; человек может совершить, если захочет величайшие подвиги добродетели, но может совершить и самые страшные злодеяния. Для человека нет предела подвигам добра и нет предела злодеяниям. Творец призвал разумные твари к жизни и блаженству, но Он восхотел, чтобы разумные твари сами сделали себя достойными жизни и блаженства, и для сего дал им безграничную свободу проявить во всей полноте и окончательно свою добрую или злую волю и через это сделать себя достойным вечной жизни или вечной смерти».
Владыка, с неизменным вниманием и отеческой заботой относившийся к своей пастве, пользовался искренним уважением и любовью народа Божия. В 1910 году «Епархиальные ведомости» сообщали: «22 декабря исполнилось двадцать пять лет служения в священном сане преосвященного Мефодия епископа Забайкальского и Нерчинского. Архипастырь, отличающийся всегдашним иноческим смирением, не пожелал, как бы то ни было ознаменовать столь великий день своей жизни и служения Церкви Божией и Отечеству. Предавшись уединению, он один в своих покоях вознес благодарение Господу за помощь Его в пройденном жизненном пути. Но искренне любящее архипастыря духовенство города Читы, представители духовно-учебных заведений и других епархиальных учреждений не могли пройти столь знаменательный день и, собравшись 26 декабря в домовой архиерейский храм вознесли Господу молитвы о здравии чтимого архипастыря, после чего приветствовали его и испросили согласия возбудить ходатайство пред Святейшим Синодом о разрешении отпраздновать день 25-летия торжественно, с привлечением к участию в торжестве всего духовенства епархии». Синод, впрочем, категорически отказал.
20 декабря 1912 года, Указом Императора, епископ Мефодий (Герасимов) был назначен епископом Томским и Алтайским, а 30 июля 1914 был переведен на Оренбургскую кафедру. Ко дню Св.Пасхи 1918 года, указом Святейшего Патриарха Тихона, епископ Мефодий был возведен в сан архиепископа Оренбургского и Тургайского. Вскоре, однако, вместе с тысячами русских беженцев, архиепископ Мефодий был вынужден навсегда покинуть Россию. Несмотря на все, виденные им ужасы революции, он твердо верил, что «Спаситель Бог, возлюбивший Церковь и Себя предавший «за ню…да будет свята и непорочна», посетил и Российскую Церковь огненным искушением, чтобы посрамить сатану, как некогда он был посрамлен терпением праведного Иова».
Владыка поселился в Харбине, и в 1920 году, по просьбе митрополита Антония (Храповицкого) возглавил новую Харбинскую епархию. Умер архиепископ Мефодий (Герасимов) в Харбине 15 марта 1931 года.
Сергей Кудрявцев
|