Архиепископ Георгий (Орлов)
ПЕРВЫЙ ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ АРХИЕРЕЙ
Георгий — архиепископ Астраханский и Енотаевский, в миру Георгий Поликарпович Орлов. Родился в селе Подхватиловке, Нижне-Ломовского уезда Пензенской губернии, в семье дьякона. Первоначальное образование он получил в Нижне-Ломовском духовном училище, а затем поступил в Пензенскую духовную семинарию. Чрезвычайная бедность семейства Орловых вынудила их в мае 1858 года покинуть пределы родной Пензенской епархии и искать свое счастье в Сибири. Они переселились в Томскую епархию, где отцу Георгия Поликарповича, дьякону Поликарпу Орлову Преосвященным епископом Парфением (Поповым) дано было дьяконское место в селе Краснояре, что на Иртыше. Георгий Орлов в том же 1858 году поступил в Тобольскую духовную семинарию, где продолжил курс своего обучения. В следующем, 1859 году была открыта Томская духовная семинария, куда и перевелся семинарист Георгий Орлов. В 1860 году он окончил полный курс семинарии со степенью студента, вторым учеником. Но несмотря на то, что среди своих товарищей выделялся отличными успехами, прилежанием и поведением, в академию отправлен не был, по болезни. 12 марта 1861 года он был рукоположен во священника в Чарыжскую станицу Томской епархии. Через 5 лет он овдовел, а 18 июня 1868 года был перемещен в Томский кафедральный собор. Кроме своих прямых пасторских обязанностей, Георгий Орлов состоял законоучителем во Владимирском приходском училище и Мариинском детском приюте, а также секретарем и казначеем Епархиального попечительства о бедных духовного звания. В 1870 году он поступил в Московскую духовную академию, которую закончил в 1871 году девятым магистрантом, написав кандидатскую диссертацию на тему: «О распространении христианства в Сибири в XVII веке». 11 июля 1874 года священник Георгий Орлов был назначен преподавателем в Томскую духовную семинарию на кафедру греческого языка и одновременно преподавателем педагогики в Мариинской женской гимназии. 17 октября 1881 года он был назначен инспектором Благовещенской духовной семинарии, а 15 (25) июня 1885 года был утвержден в должности ректора этой семинарии. За свою отличную службу в семинарии 30 апреля 1885 года он был награжден наперстным крестом. 24 апреля 1888 года сопричислен к ордену Св. Анны 2-й степени и 15 мая 1901 года к ордену Св. Владимира 4-й степени. В 1889 году протоиерей Георгий Орлов принял монашество и 6 апреля того же года был возведен в сан архимандрита. При посещении г. Благовещенска наследником Цесаревичем Николаем Александровичем (будущим императором Николаем II) архимандрит Георгий был награжден золотым наперстным крестом с драгоценными камнями. Дар этот был несомненным отличием за все беспримерные труды архимандрита Георгия в деле благоустроения вверенной ему семинарии. 26 октября 1892 года последовало Высочайшее назначение архимандрита Георгия епископом Селенгинским, викарием Иркутской епархии. 22 января 1893 года в Иркутске в Крестовой архиерейской церкви состоялось наречение архимандрита Георгия во епископа Селенгинского, а 24 января в Иркутском Вознесенском монастыре его хиротония. Чин хиротонии совершали архиепископ Иркутский Тихон и епископ Керенский Агафангел. В 1894 году открылась самостоятельная епархия в Чите, и епископ Георгий 12 марта этого же года был назначен самостоятельным Читинским архиереем. 2 мая 1898 года он был вызван в Санкт-Петербург для присутствования в Св. Синоде, а 27 сентября 1898 года перемещен на кафедру епископа Тамбовского и Щацкого. Во время своего служения в Тамбовской епархии владыка Георгий 6 мая 1899 года был награжден орденом Св. Анны 1-й степени. 27 апреля 1902 года он был назначен на кафедру Астраханскую и Енотаевскую. Владыка Георгий управлял Астраханской кафедрой довольно долго (десять лет), несмотря на многие тревожные обстоятельства. Время это можно назвать временем духовного расцвета епархии. Немаловажную роль в этом сыграла личность владыки Георгия. Вот как о нем писала местная пресса: «Это была простота во всем: в служении, в жизни, в обстановке, в отношениях с людьми». «В жизни владыка был настоящим трудником, не боявшимся браться ни за какое дело, каким бы оно не представлялось невыполнимым. Кто знал, сколько тревог и бессонных ночей переживал владыка, радея о каждом таком своем «детище». Быть может, только рано проявившаяся болезненность, слабость зрения и полная седина могли рассказать об этом». «Всем, кому приходилось обращаться к владыке с делами или с просьбой, все знали и свидетельствовали, что у него, по словам Св. Писания, поистине «милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася». Всюду, куда бы он не явился, то приносил с собой мир и благословение. Двери его келии, равно как и сердце, были открыты для всех, кто нуждается в духовном утешении, добром совете, сочувствии». Владыка любил церковную службу, служил постоянно, каждый воскресный день и праздник в кафедральном соборе или в приходских церквях. Как любитель хорошего церковного пения, он совершенно преобразовал прежний архиерейский хор. Выписал хорошего регента, и сам постоянно руководил своим хором, часто лично присутствуя на спевках и давая ноты своего богатого репертуара. Он не отрицал и хорошего нового пения, но требовал, чтобы при богослужении допускалось только то, что возвышало молитвенное настроение и отвлекало души молящихся от всего земного. Архиерейский хор при владыке Георгии считался одним из лучших в епархии. Во время богослужений он любил тишину и порядок. Каждый, сослужащий с ним, знал свое место и дело, а потому порядок за богослужением был образцовым. Это признавали и приезжающие из других городов, с особенной похвалой относились к архиерейскому служению владыки Георгия. Владыка часто проповедовал, и проповеди его, содержательные и проникновенные, говорились им наизусть, экспромтом, что также отличало его от большинства современных ему архиереев. Юбилей 300-летия Астраханской епархии должен был происходить в 1902 году, но по различным причинам торжества были перенесены на следующий год. 17—19 мая 1903 года стали днями торжественного празднования юбилея. Прибыло множество делегаций от различных епархий, представителей различных учреждений, приезжих земляков-астраханцев, и здесь владыка ежедневно совершал богослужения, присутствовал на всех актах и торжествах. Изысканы были средства на организацию юбилея, на издание книг и брошюр с описанием истории Астраханской епархии и биографиями наиболее замечательных ее деятелей. Вся эта литература предназначалась для бесплатной раздачи народу. Юбилейная литература, вызванная торжествами, осветившая всесторонне жизнь епархии и ее главных деятелей, составила особый «Юбилейный сборник». Немаловажным событием для епархии стало посещение ее отцом Иоанном Сергиевым (Кронштадтским). При владыке Георгии он четыре раза освящал своим посещением астраханскую землю: в 1902, 1903, 1904 и 1906 годах. «Молитвенник земли русской», как называли отца Иоанна Кронштадтского, почтил несомненной любовью Астрахань, называл ее «Благословенным градом». Между владыкою Георгием и отцом Иоанном Кронштадтским были видны братская любовь и благорасположение, несмотря на разность их в сане. Вместе с владыкою Георгием отец Иоанн Кронштадтский участвовал в освящении 15 июля 1902 года Князь-Владимирского храма, ставшего памятником, посвященным астраханцами 900 летию крещения Руси, а 28 ноября 1904 года в освящении левого придела этого храма, названного в честь святителя Алексея митрополита Московского. 30 сентября 1903 года они вместе освящали Знаменский храм в Астрахани, а 8 сентября 1906 года соборный храм в честь Святой Троицы в Воскресенско-Мироносицком женском монастыре. Этот монастырь был под особым духовным покровительством отца Иоанна Кронштадтского, который благословил само его основание, а настоятельница обители — игумения Евсевия (Полиевктова) была духовной его дочерью. Следует рассказать об одном сбывшемся пророчестве отца Иоанна Кронштадтского. При своем первом посещении обители 11 июля 1902 года, благостнейший пастырь благословил обитель и, освятив место под будущий собор, сказал: «Здесь будет сборный пункт». Прибывшие на освящение собора в 1906 году так и посчитали, что пророчество сбылось, так как огромное число народа съехалось на это торжество. Но вот проходит достаточно много времени, обитель закрывается и в 1930 году в ее стенах организуется «Сборный пункт для сбора детей раскулаченных и высланных за пределы области». При владыке Георгии происходило и храмостроительство, как в Астрахани, так и в епархии. Кроме завершенных Князь-Владимирского и Знаменского храмов, ставших настоящим украшением для города, была выстроена и новая соборная колокольня, завершенная в 1910 году, а также новый Казанский храм. С особым чувством 22 октября 1907 года владыка освящал этот храм, так как Казанский образ Божией Матери был им особенно любим и почитаем. Вот как сам владыка рассказывал об этом покрове над ним Казанской иконы Божией Матери: «Перед этой иконой Пресвятая Богородица во всю мою жизнь изливала на меня неисчислимые милости. Так, под благородным осенением этой святой иконы я начал свои ученические труды в Нижнем Ломове, Пензенской губернии. Перед этой же самой иконой в числе прочих членов семейства моего отца я испрашивал Божие благословение покинуть родину и идти в страну далекую. По окончании моего учебного поприща, сделавшись священником, я поступил на служение к храму Казанской Божией Матери, — что особенно достопримечательно, что храм в честь этой иконы чуть ли был не единственным во всей епархии. Проходят годы, Господь призывает меня к епископскому жребию и первая моя епископская кафедра была при храме Казанской Божьей матери». Этот покров продолжал осенять владыку Георгия и на Тамбовской, и на Астраханской кафедрах. Немалой заботой и попечением пользовались со стороны владыки Георгия астраханские монастырские обители. Воскресенско-Мироносицкая женская обитель была возведена при нем в общежительный монастырь и получила полное благоустройство. Покрово-Болдинский мужской монастырь при владыке Георгии в 1908 году торжественно отпраздновал свой 200-летний юбилей. К этим торжествам было приурочено освящение в самой обители 8 июня 1908 года новопостроенного храма в честь святителя Мефодия Цареградского, преподобного Сампсона странноприимца и великомученицы Екатерины, а на монастырском подворье Болдинского острова, на месте некогда находившегося здесь Воскресенско-Болдинского монастыря, в память ранее существовавшей здесь обители, 20 января 1908 года был освящен новопостроенный Петропавловский храм. Любил владыка Георгий бывать в находившемся близ каспийского взморья Чуркинском монастыре. Эта обитель, со строгим, по подобию афонского, уставом знаменитой Глинской пустыни и населенная по преимуществу насельниками из этой обители, во главе с хранителем традиций монастырских, архимандритом Македонием (Жировым), привлекала к себе множество паломников. И это благодаря не только наличию множества святынь, находившихся в обители, из которых особенно замечательны были: чудотворная Смоленская икона Божией Матери, древний образ святителя Николая Чудотворца и чудотворный список с Тихвинской иконы Божией Матери, но и наличию в обители старцев, способных вразумить, помочь советом и согреть своей молитвою. Во многом Чуркинская пустынь была для Астраханской епархии своего рода местной «Оптиной». Отражением силы монашеской жизни становится и учреждение при обители Иоанно-Предтеченского Романовского скита, освященного владыкою Георгием 9 мая 1911 года. Начальником скита был утвержден опытный в духовной жизни иеромонах Досифей (Кузьмин), в будущем настоятель обители архимандрит и известный старец. В тяжелые для епархии времена бедствий владыка проявлял свою отеческую заботливость и укреплял пасомых духовными средствами. Так было при появлении в Астрахани в 1907 году холеры. В это тяжелое время архипастырь обратился к духовенству и пастве с призывом усилить покаяние и молитву. Он предписал всем священникам города Астрахани 26 августа, по окончании ранней литургии, каждому из своей церкви с крестным ходом явиться на соборную площадь для общественного молебствия, предварительно объяснив народу за литургией значение крестного хода и молебствия. Устроенное всенародное моление об избавлении от холеры отличалось особенной торжественностью. Стечение народа огромное. Как писали «Астраханские Епархиальные Ведомости», общая сила этого моления была велика — она утишила страсти, успокоила сердца и помогла в скором времени избавиться от столь губительной напасти. В Астраханской епархии архиепископ Георгий встретил революционные события 1905—1907 годов, пошатнувшие и сами устои государственности. Отношение владыки Георгия к социалистическим течениям было известно давно. Он высказывался по этому поводу, неоднократно показывая их враждебность Церкви. При своем вступлении на Астраханскую кафедру владыка заявил окружавшему его духовенству: «Много врагов окружают паству сию, но особенно усилившийся в последнее время атеизм — неверие, пустивший глубокие корни во все устои и слои нашей жизни, с которым нужно усиленно бороться всеми мерами, чтобы предотвратить его печальные и гибельные последствия». И в то же время владыка проявил свою глубокую мудрость в отношении к людям, пораженным «безумием» революционных страстей. К ним он взывал с любовью и христианским терпением, пытаясь обратить от безумия к покаянию. За это владыку Георгия уважали и ценили в Астрахани люди всех партий и направлений. Принимая под свою защиту партию монархическую и совершая для монархистов торжественные служения и молебны, владыка сумел не возбудить раздражения в кругах, не сочувствующих его политическим взглядам. Вместе с тем, владыка разрешил некоторые неизвестные до того организации. Так, он разрешил духовенству пастырские собрания для рассмотрения вопросов церковно-приходской жизни и пастырской деятельности и в то же время твердо и авторитетно регулировал их своим руководством и указаниями. Позволив духовенству выбрать из своей среды Родительский кружок при семинарии, владыка, как только увидел, что тот не соответствует своему назначению, властно закрыл его. Во всех действиях владыки любовь и отзывчивость неизменно совмещались с его независимостью и требовательностью к правде Божией. События 17 октября 1905 года оставили значительный след и среди жителей Астрахани. Пошли слухи о готовящемся избиении евреев. Народ стал прятаться по домам. В эти дни владыка Георгий усиленно совершал богослужение и молебны в разных храмах, а 23 октября состоялся крестный ход на кремлевскую площадь и молебен. Здесь, в сослужении более 30 священников и в присутствии многотысячной толпы, архипастырь произнес патриотическую проповедь. В местной епархиальной газете так писалось об этом: «Благоговейное внимание к речи Архипастыря и полнейшая тишина. Как приятно отметить эту теплую, задушевную речь, призывающую народ к молитве за Царя, к порядку и христианской любви ко всем гражданам. Благодаря речи Архипастыря… порядок всюду был образцовый. Граждане оказались на высоте своего призвания». Когда же революционная смута коснулась некоторых приморских местностей и сел Царевского уезда, владыка циркулярно благословил духовенство означенных мест употребить все свои силы к устранению возникшего междоусобия, поучая его в своем поведении и в отношении к ближним действовать в духе христианского всенародного братолюбия. В эти скорбные дни владыка Георгий обратился к духовенству своей епархии с особым архипастырским воззванием: «Обращаюсь к Вам, пастыри Церкви Астраханской, прошу и молю соединиться воедино прежде всего со своим Архипастырем и приложить всяческую заботу объединить пастырские наши силы самым тесным союзом в духе мира и любви для успокоения мятущихся душ наших пасомых и предотвращения могущих быть еще больших бед для нашего дорогого Отечества. Пройдет временное ослепление и успокоится взволнованное народное море — наши пасомые с нас, своих руководителей в религиозно-нравственной жизни, спросят ответа, что мы сделали для Отечества в его смутную годину. Ведь мы ближе всех стоим к народу, соединившись и сплотившись с ним, мы можем образовать великую нравственную силу, перед которой падут все враги веры православной и отечества нашего. В настоящее время, когда ожесточенные враги Церкви и Государства повсеместно развращают вверенные нам паствы пагубными учениями и возбуждают к отрицанию веры, к забвению любви, к вражде сословий и восстанию против предержащих властей, нам нужно в особенности помнить свой долг духовного руководительства пасомыми и сохранить нами «залог цел и невредим до последнего издыхания»…. Если мы останемся равнодушными, не направим все усилия к успокоению нашего отечества, мы будем ответственны как перед Господом Богом, так и перед Царем, и перед Отечеством нашим». Революционная смута 1905—1907 годов понемногу улеглась, не оставив в душах астраханской паствы слишком глубоких ран. Особое внимание владыка Георгий обращал на православную миссию. Он первым из астраханских иерархов объехал все миссионерские пункты в Калмыцкой и Киргизской (Казахской) степях, чаще других посещал миссионерскую школу на Калмыцком базаре и всюду делился своим бесценным опытом, приобретенным им в Сибири, в Забайкалье, когда он проповедовал среди бурят-ламаистов. Для успеха миссии владыка особенно заботился о качестве подготовки миссионеров и, по рекомендации Казанского Епархиального начальства, выписал трех монашествующих лиц, окончивших Казанские миссионерские курсы, вверив им дело миссии в калмыцких степях. Во время своего посещения Казанского миссионерского съезда в 1910 году владыка, в качестве председателя противоламаистской комиссии, показал свои знания по миссионерскому делу, выработав ряд мер к поднятию миссии среди калмыков. По его распоряжению была издана «Инструкция для миссионеров» среди инородцев, а также «Миссионерский сборник». В нем для руководства миссионерам были собраны все заслуживающие внимания статьи по истории калмыцкого народа, а также о киргизах (казахах), с подробным изложением деятельности миссионерского комитета за все время его существования. Немало внимания уделял владыка противосектантской и противораскольнической миссиям. Местное Кирилло-Мефодиевское братство, занятое обращением раскольников и сектантов в лоно Православной Церкви, находилось под постоянным попечением архиерея. В связи с делом укрепления православной миссии в епархии необходимо упомянуть и об организации Плавучей церкви. Устроение Плавучей церкви в честь святителя Николая — первой во всей России, стало делом особо замечательным, обессмертившим имя владыки Георгия на астраханской земле и сделавшим его известным по всей России. Эта церковь, названная в честь великого угодника Божьего — покровителя рыбаков, была предназначена для обслуживания 12-футового рейда в Каспийском море, стоянок рыбаков в северо-восточной части моря, и островов, лежащих около берегов его и в дельте р. Волги. По сути своей, Плавучая церковь стала настоящим духовным маяком среди бесконечных зеленых равнин волжской дельты, не во всех селах которой находились еще тогда православные храмы. И даже там, где действовал храм, Плавучую церковь встречали с необычайной радостью. Приписанные к церкви священнослужители, бывшие в то же время и миссионерами, вели с народом поучительные беседы. Когда Плавучая церковь появлялась у кочевавших близ моря калмыков, они, с необычайным благоговением относившиеся к святителю Николаю, называя его «русским Богом», во множестве покупали свечи, ставили их в Плавучем храме и, не поворачиваясь, чтобы не оскорбить Николая Чудотворца, пятясь назад спиной, выходили из храма. Появление на свет Плавучей церкви стало возможным исключительно благодаря энергии владыки Георгия. На собранные его старанием средства от благотворителей и монастырей (которые были усилены его личными и от экономического управления архиерейского дома пожертвованиями) был приобретен пароход, и на нем выстроен пятиглавый храм, снабженный всей необходимой утварью, иконами и колоколами. В день освящения храма — 11 апреля 1910 года, была послана владыкою Георгием телеграмма Государю Императору Николаю II, на которую тот отвечал: «Искренне радуюсь доброму делу удовлетворения духовных нужд ловецкого населения и благодарю всех за выраженные чувства». Еще одной стороной миссионерской деятельности для владыки Георгия в Астраханской епархии стала организация им так называемой «миссии среди босяков». Заботясь о духовно-нравственном развитии паствы, владыка обратил внимание на несчастных, называемых в просторечии «босяками». Владыка предложил совету Астраханского Кирилло-Мефодиевского братства, как учреждению, заботящемуся о религиозно-нравственном развитии народа, обсудить этот вопрос совместно с приходскими священниками. После этого одни священники стали совершать всенощные бдения в ночлежных домах, другие стали вести внебогослужебные чтения в них. В помещении городского ассенизационного обоза трудами священника Александра Юровского у администрации был даже выхлопотан барак для устройства в нем молитвенного дома, где стали служиться литургии на антиминсе. В одну из недель Великого поста стали устраивать говенья для босяков, с раздачею от благотворителей бесплатно белья, обуви, пищи. Такие говенья устраивались и при Никольской надвратной церкви, и при Троицком соборе. Но особенно широкое распространение они получили в Иоанно-Предтеченском монастыре, который принял над босяками особую опеку. Пребывая в неустанных заботах об укреплении миссионерского дела, владыка Георгий пришел к убеждению о необходимости учреждения в епархии должности викарного епископа, на плечи которого и должны были лечь по преимуществу дела миссионерства. Исходя из этого, владыка ходатайствовал перед Св. Синодом, и 8 сентября 1910 года получил из Синода положительное решение. При Астраханской епархии организовалось Царевское викариатство и первым викарным епископом был назначен владыка Арсений (Тимофеев), выполнявший до этого времени обязанности управляющего астраханским Иоанно-Предтеченским монастырем. Низшие клирики епархии обратились в 1905 году к владыке с просьбой создать для них условия для их богословского образования. Благодаря активному содействию владыки 8 января 1908 года в Астрахани открылись Богословские курсы. С сентября 1909 года эти курсы были преобразованы в двухгодичные, и к ним был открыт доступ представителям из других епархий. А в конце 1910 года указом Св. Синода астраханским курсам придается важное значение. Заслугой владыки Георгия перед Астраханской епархией было учреждение кассы братской взаимопомощи на случай заштатности и смерти. Вопрос об учреждении касс взаимопомощи был давней мечтой для местного духовенства. Он поднимался еще с 70-х годов XIX столетия, но нашел свое разрешение только при владыке Георгии. Владыка достиг своей цели на XXVIII Епархиальном съезде. Эта одна из лучших страниц деятельности архипастыря и его попечительности о судьбе осиротевших семейств духовенства. Много сделал владыка Георгий по улучшению быта учителей и учеников астраханских духовно-учебных заведений. При нем было расширено и перестроено Епархиальное женское училище, представляющее в своей завершенности грандиозное здание со всеми необходимыми служебными помещениям. Собран был также значительный капитал для расширения здания мужского духовного училища. В 1908 году при духовном училище, в день празднования 200-летия училищного Входо-Иерусалимского храма, по предложению владыки было открыто Попечительство о благолепии храма и бедных учениках. С вниманием относился владыка к церковно-школьному делу в епархии. Для учителей церковных школ и грамоты, а также для миссионерских учителей, по его благословению неоднократно устраивались краткосрочные педагогические курсы. Владыка сам часто посещал, открывал и закрывал их, преподавая учителям опытные свои наставления. Ни одна церковная школа в епархии не осталась не посещенной им. Результатом такого отношения владыки стало то, что со дня его приезда в Астрахань и до начала 1910 года в епархии было открыто свыше 44 новых школ. 24 апреля 1911 года астраханская паства чествовала и поздравляла владыку Георгия с его знаменательным юбилеем — 50-летием служения в священническом сане. А как раз накануне юбилея — 1 апреля, вышел указ о возведении владыки Георгия в сан архиепископа, чем признавались его великие заслуги как перед Русской Православной Церковью, так и перед Астраханской епархией, которую он окормлял уже 10 лет. Большим и важным делом архиепископа Георгия на Астраханской кафедре было благословение начатой астраханскими жителями дела подготовки к канонизации митрополита Иосифа Убиенного. 25 сентября 1911 года к нему явилась делегация от представителей астраханского общества, во главе с губернатором И.Н. Соколовским, подав владыке прошение о возбуждении перед Св. Синодом ходатайства о причислении митрополита Иосифа Убиенного к лику святых. Владыка сердечно принял это прошение, как искреннее желание всей своей паствы, и обещал этому делу дать надлежащий ход. 28 сентября, по благословению владыки, был организован «Комитет по делу открытия и прославления честных останков митрополита Иосифа Убиенного», который занялся сбором и проверкой всех сведений о чудесной помощи, явленной по молитвам митрополита Иосифа Убиенного. Многие дела по благоустройству епархии, задуманные владыкою Георгием, не успели осуществиться. Из-за болезни он уже в январе 1912 года не мог совершать божественных литургий, ограничившись только совершением всенощных бдений и молебнов. Врачи признали у него рак желудка, но не говорили больному, который все время занимался епархиальными делами и принимал просителей. В начале мая 1912 года он получил отпуск в Крым. По приезде в Ялту он предполагал, что южный климат, как и прежде, окажет пользу его организму. И первые вести от него из Ялты в Астрахань были отрадны. Но 2 июня владыка стал чувствовать сильную боль в желудке, из-за которой он совершенно не мог пить и принимать пищу. По совету врача Дьяконова стали прибегать к вспрыскиванию морфия для утоления сильных болей и страданий. До последнего момента скрывали от него истину, и владыка все время ждал выздоровления. Окружающим же было ясно, что дни архиерея сочтены, и они стали уговаривать его исповедоваться и причаститься. Владыка, видимо, и сам почувствовал преддверие конца, и когда местный священник о. Николай предложил ему исповедь и причастие, он с радостью согласился. В ночь на 9 июня, после прочтения установленных молитв к причастию и исповеди владыка сподобился принять святые дары безболезненно. Он глубоко благодарил своего духовника за доставленное ему душевное утешение и просил помолиться о нем за литургией, чтобы Господь дал ему крепости. Ночь и утро владыка спал спокойно, но проснувшись стал снова чувствовать себя хуже и уже просил совершить над ним соборование. Отец Николай соборовал архиерея, сам же владыка, пока совершалось таинство, лежал со свечой в руке, постоянно осеняя себя крестным знамением и благословляя совершавшего службу священника. После соборования владыка призвал к себе всех своих родственников, сделав отеческие наставления внукам, чтобы они во всем слушались свою мать, благословил дочь и сестру, попросил прощения у своего келейника, который все время не отходил от него. В 4 часа 10 июня родственники пригласили о. Николая прочитать отходную молитву, при последних словах которой владыка, не приходя в сознание, трижды вздохнул и отошел ко Господу. 13 июня 1912 года, согласно распоряжению Св. Синода, в Ялтинском соборе епископом Симферопольским Феофаном (Быстровым) в соучастии белого и черного духовенства было совершено отпевание архиепископа Георгия. Проживающий в Гурзуфе экзарх Грузии архиепископ Иннокентий, пожелавший принять участие в отпевании покойного архипастыря, никак не мог попасть к собору из-за страшного ливня и разлива воды, случившегося в тот день в Ялте. Несмотря на это, епископ Феофан с духовенством крестным ходом сопровождал прах почившего архипастыря до парохода, на котором он должен был следовать до железной дороги. 18 июня гроб с телом архиепископа Георгия прибыл в Астрахань, где он был поставлен до погребения в верхнем храме Успенского кафедрального собора. 19 июня, после того как была отслужена заупокойная литургия, гроб был вынесен из собора на плечах священников и обнесен со всей торжественностью во главе с викарием Царевским епископом Иннокентием (Кременским) вокруг верхнего храма по соборному кружалу мимо Крестовой архиерейской церкви и архиерейского дома, затем процессия спустилась вниз, обошла нижний храм с северо-восточной стороны и вошла в нижний соборный Владимирский храм — усыпальницу астраханских иерархов. Вся городская площадь около собора была полна народа, который все время стоял с непокрытыми головами и молился об упокоении души любимого своего архипастыря. В нижнем храме, после того как епископом Иннокентием была отслужена краткая лития, гроб покрыли дубовой крышкой и спустили в склеп, в заранее приготовленную могилу, с северо-восточной стороны собора, рядом с могилой архиепископа Афанасия (Дроздова). Самой лучшей эпитафией для почившего были бы такие слова одного доброго русского сердца: «Умер праведник!»
Материал сайта Астраханско-Енотаевской епархии
|