Д. В. Саввин “Судьба трех кафедральных соборов в годы безбожия”
Лишь человек неверующий или очень далёкий от Церкви может полагать, будто православный храм - это просто некое здание, пусть даже и красивое, пусть даже и памятник архитектуры. Духовная жизнь христианина невозможна без храма, невозможна без места соборной молитвы, важность которой понятна для всякого церковного человека — по слову Спасителя: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Христианская жизнь одного человека, как правило; связана с жизнью православной общины, и в любом случае духовно она неотделима от жизни Церкви. И потому история храма — это часть, а равно и отражение всей церковной истории, истории Православия, истории следования за Христом.
Судьба кафедрального читинского храма в ХХ в., в период послереволюционной смуты, этому подтверждение. Подвиг народа Божия, совершавшийся и на забайкальской земле, ясно виден через судьбу главного храма епархии, каковым попеременно, на протяжении около тринадцати лет, были три читинские церкви.
Советская власть установилась в Забайкалье в конце февраля 1918 г. Забайкальская епархия, динамично развивавшаяся в предреволюционные годы, как и всё вообще русское общество, оказалась в очень непростом положении. Хотя большевистский террор ещё не обрушился, в полной мере, на Забайкалье, нормальное течение государственно-общественной жизни, а вместе с ним складывавшиеся веками государственно-церковные отношения, были сломаны. Дальнейшее развитие духовного образования (открытие и налаживание работы Читинской Духовной семинарии, что почти удалось сделать в последние месяцы перед революционной катастрофой), миссионерской и просветительской деятельности, оказалось невозможным. Однако освящённый за несколько лет до того Александро-Невский собор г. Читы, называвшийся также в народе Новым собором, оставался у Православной Церкви. Именно здесь, на площади перед кафедральным собором Забайкальской епархии, летом 1918 г. Начались события, ставшие прологом к последующей истории Забайкальской Епархиальной Церкви в советский период.
4 июня (17-го по н.ст.) местная большевистская власть, намереваясь исполнить совнаркомовские указания, решила забрать архив Духовной консистории, чему воспрепятствовали её работники, и среди них – протоиерей Сергий Старков, будущий епископ Селенгинский Софроний. Все они были арестованы коммунистами. Возмущенные православные читинцы в тот же день начали собираться на Новособорной площади, желая узнать, почему арестованы уважаемые и любимые ими пастыри, и намереваясь потребовать их освобождения. Однако ни в этот, ни в последующие дни договориться с новыми хозяевами города не удалось. Отчаявшись добиться чего-либо от властей, ударили в набат. Люди направились в Александро-Невский собор, откуда, взявши иконы и хоругви, они крестным ходом двинулись к тюрьме. Недалеко от Михайло-Архангельского храма (ныне удерживается музеем декабристов) была выставлена милицейская цепь, которая и открыла огонь по молитвенному шествию. Одна из участниц крестного хода была убита; среди раненных, которых оказалось немало, была и супруга о. Сергия Старкова. Подобного рода акции были обычными в первые годы после установления советского владычества.
После разгрома большевиков армией белого Атамана Г.М. Семёнова церковная жизнь приобрела если не нормальное, то более или менее стабильное течение. Среди событий, связавших историю белой борьбы и кафедральный Читинский Александро-Невский собор, следует, прежде всего, упомянуть о том, что именно под его сводами был похоронен В.О. Каппель, выдающийся военачальник и подвижник белой борьбы. Впоследствии, при приближении большевистских войск, прах генерала Каппеля, во избежание надругательства над ним красных (что неоднократно случал ось в годы гражданской войны) был вывезен в Китай и перезахоронён в г. Харбине.
В период существования Дальневосточной республики (1920-1922 гг.) кафедра правящего архиерея также оставалась в Александро-Невском соборе. Несмотря на то, что правительство ДВР относилось к Св. Церкви определённо недоброжелательно и даже враждебно, оно всё же не могло осуществить в Забайкалье в полной мере все варварские мероприятия, проведённые коммунистами в Советской России. Поэтому два первых крупных гонения предвоенного периода — времён военного коммунизма и так называемое «изъятие церковных ценностей», миновали Забайкальскую епархию (что, впрочем, отнюдь не означает, что гонений не было вовсе). Но в конце 1922 г. Дальневосточная республика, формально демократическое государство, прекратила своё существование, став частью РСФСР, и с этого времени все бедствия, постигавшие Русскую Православную Церковь, захватывали и Забайкалье.
В начале 1923 г. православная Чита навсегда лишилась Александро-Невского собора. Начавшийся обновленческий раскол, во многом инспирированный ОГПУ и активно поддерживавшийся государством, был перенесён и в Забайкальскую епархию. Весной 1923 г. в Читу прибыл обновленческий «архиепископ» (из группировки «Живая церковь») Михаил Орлов, которому власти сразу же передали кафедральный соборный храм. Впоследствии он будет оставаться во владении обновленцев, а в конце 20-х годов, когда поднимется новая волна антицерковных репрессий, Александро-Невский собор будет конфискован властями уже у них. В соборном храме будет устроен кинотеатр с кощунственным названием «Безбожник», а в 1935 г. он будет взорван. Часть утвари и некоторые иконы удалось сохранить православным жителям г. Читы. До недавнего времени в иконостасе Свято-Воскресенского храма, расположенном на ул. 9-го января (открывшемся в 1946 г.), были два образа, Христа Спасителя и Божией Матери, перенесённые туда из разрушенного Александро-Невского собора. На основании описей соборного имущества можно предположить, что другой образ Спасителя (в терновом венце), находящий ныне том же в Свято-Воскресенском храме, также был принесён оттуда. Не исключено, что и некоторые другие иконы, находящиеся в читинских храмах (например, в церкви во имя Рождества Иоанна Крестителя), в своё время украшали Александро-Невский собор.
1923-1924 гг. были особенно драматичны для Забайкальской епархии. Когда православная община лишилась епископского окормления, начался погром православных храмов. Летом 1924 г. раскольники-обновленцы, при содействии властей, силой захватили все православные церкви в г. Чите.
В это время Забайкальская епархия вновь обретает архипастыря — им становится вышедший из заключения епископ Даниил Охотский, которому большевистские власти определили местом жительства г. Читу. (Официальное назначение его на читинскую кафедру состоял ось 5 декабря 1924 г.) В ноябре1924 г. Православной Церкви был возвращён Читинский Казанский собор, который в народе именовали старым. С этого времени сей храм, бывший тогда, в ноябре 1924 г., единственной церковью, принадлежащей православным, приобретает статус кафедрального.
Страдания, обрушившиеся на народ Божий, неся с собой разрушение церковного уклада, лишая людей дорогих их сердцу храмов (не считая прочих притеснений и бед, оканчивавшихся нередко и мученичеством), приносили великие духовные плоды, очищая и возвышая души православных христиан. Весьма показательны и поучительны описания богослужений, совершавшихся в Казанском соборе в те уже далёкие и мрачные годы, оставленные о. Василием Бенкогеновым: « храм, правда небольшой, в дни воскресные во время богослужений был всегда полон, а в великие церковные праздники не вмещал всех молящихся, почему даже зимой иногда молящиеся в течение той или иной части богослужения молились на паперти, на наружном крыльце храма и даже в ограде напротив открытых окон…» Несмотря на очень тяжелые условия, соборное духовенство не оставляло миссионерской и просветительской деятельности. Особенно выделяются подвижнические труды протоиерея А. Попова, занимавшегося в те годы даже научно-богословским исследованиями, и проводившему в течение нескольких лет в Казанском соборе апологетические чтения. Клир и прихожане Казанского собора немало времени и сил уделяли и благотворительности, в том числе, помогая сосланным архиереям и священникам. В кафедральном соборе в это время несли послушание бывшие насельницы закрытого большевиками Читинского Богородицкого монастыря — читали на клиросе, пекли просфоры, выполняли различные работы при храме, участвовали в деятельности организованного при соборе сестричестве. В конце 20-х годов начинается новое крупное гонение на Православную Церковь. Официальные партийные документы того времени пестрят замечаниями о № недостаточности» и «неразвитости» «антирелигиозной работы».
В 1928 году на забайкальскую землю проникает новый раскол — григорьевский.. Новым разрушителя Русской Православной Церкви власти разрешают передать Казанский собор. Единственным православным храмом в это время остается Михайло-Архангельский храм, который становится кафедральным.
Коммунистическое руководство вкупе с лидерами «союза воинствующих безбожников»(СВБ) сразу же поставили своей целью отнятие этого храма. В начале 1930 г. был отнят и храм Архангела Михаила. Среди местных безбожников воцарилось настоящее ликование. Духовенство и миряне воспротивились этому беззаконию, и в этот раз, вопреки распространенной в то время практике, ВЦИК посоветовал краевым властям храм православной общине возвратить, что и было исполнено. Весьма вероятно, что этот шаг был сделан для тог, чтобы сохранить в городе православную общину как противовес раскольникам разных толков, не допуская преобладания ни одного религиозного течения.
Возвращение Михайло-Архангельского храма общине стало настоящим торжеством для верующих и поражением для местного СВБ. Подобная борьба разворачивалась почти всегда вокруг любой церкви, которую советские власти намеревались закрыть, однако крайне редко православным удавалось отстоять свои храмы. Возвращение отобранной читинской кафедральной церкви была настоящей победой и утешением для православных читинцев. Весьма сильно бы они удивились, узнав, что через шестьдесят лет после того, как у них вторично будет отнят храм, читинские общественные деятели станут утверждать, что они якобы «добровольно» его отдали.
В конце 1930 г. антицерковные репрессии в 3абайкалье набирают обороты. Потеря священнослужителей оказалась тяжким ударом и для епархии, и для православной читинской общины.
В 1936 г. был отобран, уже на многие десятилетия, Читинский Михайло-Архангельский храм; была упразднена и 3абайкальская епархия, а те приходы, которые ещё оставались на её территории, были переданы под управление иркутским преосвященным. И до конца Великой Отечественной войны в Чите не было православного храма, пока, наконец, в 1945 г. верующим не передали здание старого католического костёла. Освящённый как Свято-Воскресенский храм, в честь праздника Св. Пасхи — Воскресения Христова, в канун которой была одержана победа над нацистской Германией, Он на многие годы оставался светильником истинной веры в окутывавшем забайкальскую землю мраке безбожия.
|