Эдуард Демин, Александр Панов Историко-архитектурный ансамбль Селенгинского Троицкого монастыря
На территории современной Бурятии в разное время возникли и до воинствующего антирелигиозного наступления советского времени действовали три православных монастыря. Хронологическая последовательность основания: Селенгинский Троицкий, Посольский на Байкале и Чикойский монастыри. Каждый из них внёс свой вклад в духовную и культурно-хозяйственную жизнь края, имеет свою интересную историю и своих замечательных деятелей, которые ещё ждут своихсовременных неравнодушных исследователей. На территории современной Бурятии в разное время возникли и до воинствующего
Историко-архитектурный ансамбль Селенгинского Троицкого монастыря является уникальным, единственным в своём роде на территории Бурятии в большей части сохранившимся после многих покушений советского периода материальным свидетелем нашего прошлого, с ним неразрывно связано около трех веков истории Забайкалья. С 1960 г. он признаётся памятником культуры государственного значения.
Основанием монастыря, по указу 1681 г. царя Фёдора Алексеевича и благословению святейшего Патриарха Московского Иоакима, было положено начало миссионерской деятельности в «Сибирских Даурах». Учредителями и первостроителями монастыря были Темникова-Сретенского монастыря игумен Феодосий и иеромонах Макарий с десятью монахами, они же стали потом основателями и Посольского монастыря на Байкале.
Первые, ещё деревянные, храмы монастыря были построены уже через несколько лет: в 1684 г.– соборная церковь во имя Пресвятыя Троицы и в 1685 г. – церковь во имя Николая Чудотворца. Первый храм просуществовал более двух столетий, но в 1797 г. он был переосвящен во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла, а в 1893 г., после переделок и перезолочения иконостаса, он освящен уже во имя Святителя Николая Чудотворца. Эта древняя деревянная церковь сгорела в 1897 г. и на её месте в 1905 г. была уже освящена новая каменная церковь с тем же названием, которой завершилось создание архитектурного ансамбля монастыря. Вместе с древним храмом сгорел самый древний в Сибири иконостас середины ХУ11 в., а также книга месячных «Миней» московского издания 1662 г. При Никольской же древней церкви, по описи 1690 г., было шесть колоколов и «часы боевые железные с компасом указательным». Последние в дальнейшем были взяты в Иркутский Вознесенский монастырь.
Древнейшим каменным сооружением монастыря и одним из самых древних в Бурятии является сегодня освященный в 1785 г. Троицкий собор с двумя приделами и колокольней. Каменная ограда с четырьмя угловыми башнями и воротами построена в 1831-1876 гг. вместо обветшавшей уже деревянной. Строение главных «святых ворот» с надвратной церковью во имя Св. Архистратига Михаила осуществлялось в 1839-1840 гг. В разные столетия и годы строились многие другие деревянные и каменные строения монастыря, образовавшие вместе с храмами и оградой единый архитектурно-художественный и хозяйственный комплекс зданий и сооружений монастыря – одного из главных духовных центров Забайкалья.
Это был и крупный первопроходческий хозяйственный центр, приобщавший местное население, в том числе многих гулящих и ссыльных людей, к осёдлому, правильному хозяйствованию на отведённых ему неиспользовавшихся землях и водоёмах. Монастырь имел для этого несколько приходов, земли «от Байкала вверх на 100 с лишком вёрст», соляные варницы, четыре мельницы и кожевенный завод. Обширными были и его рыбные ловли, включавшие поначалу в том числе, акваторию Посольского мыса Байкала, а после оставления её в ведении Посольского монастыря, и озеро Котокель. Успешная хозяйственная деятельность монастыря позволяла ему быть одним из богатейших в Иркутской епархии.
Весьма заметной была и основная - миссионерская деятельность монастыря, а также его работа по распространению грамотности и влияние на общее улучшение духовного состояния и нравов всего окружающего населения.
Исключительной была для Забайкалья архитектурно-градостроительная значимость ансамбля монастыря, характеризуемая неразрывной связью с богатыми традициями древнерусского монастырского зодчества, органическим соединением с окружающей местной природой, богатством силуэтов и внешнего оформления, разнообразием и функциональным единством строений.
Монастырём, со времени его основания, управляли около 40 настоятелей, в том числе знаменитый, проживший более 100 лет, архимандрит Мисаил (Трусов) и учёный участник духовной миссии в Китае, китаевед архимандрит Даниил (Сивиллов) и др.
Особенно знаменательным и памятным событием в истории древнего монастыря считается то, что Святый Иннокентий Иркутский с марта 1722 по март 1725 и с апреля 1726 по март 1727 гг. имел своё пребывание то здесь, то в городе Селенгинске. По нахождению монастыря прямо на древнем пешем и водном пути, его вольно или невольно посещали многие известные в разные времена деятели. Среди самых достопамятных лиц, гостивших в святой обители, были Его Императорское Высочество великий князь Алексей Александрович – в 1873 и Государь Император Николай 11 – в 1891 гг.
Наиболее полные сведения об истории и былом значении монастыря можно почерпнуть из книги Мелетия «Древние церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653-1726) и сведения о даурской миссии» (Казань,1875), И. Токмакова «Историко-статистическое и археологическое описание Св. Троицкаго Селенгинскаго мужскаго монастыря, Забайкальской области» (М.,1895), М.М. Шмулевича Троицко-Селенгинский монастырь (Улан-Удэ,1982) и Л.К. Минерта «Памятники архитектуры Бурятии» (Улан-Удэ,1883).
В 1921 году монастырь был ликвидирован, его здания были переданы детскому дому, который занимал их до 1929 г., а после этого строения монастыря пустовали. В 1932-1936 гг. здесь размещался Восточно-Сибирский санаторий юных пионеров, а затем, до 1938 г., помещалась детская психоколония Облздрава и в дальнейшем открыто подобное же спецучреждение для взрослых, существующее по настоящее время.
После ликвидации монастыря монастырские постройки, и исторический комплекс в целом, претерпели значительные утраты и изменения. В последние годы некоторые из строений не использовались вообще (Никольская церковь, западная башня ограды и др.) или занимались лишь частично (Троицкий собор и др.), а какая-то их часть представляет из себя руины. На территории монастыря имеются также построенные в последние десятилетия, а также заброшенные и недостроенные капитальные здания. Большая часть территории предельно захламлена, действующий въезд только один – через арку надвратной церкви в южной стене, другой же ранее существовавший въезд в северной стене в настоящее время не используется и заброшен.
За более чем 60-летний период нахождения ансамбля монастыря в ведении Министерства здравоохранения Бурятии, последнее не предпринимало никаких мер по поддержанию, сохранению и реставрации его как уникального памятника культуры государственного значения, а произвольно, в нарушение законодательства об охране памятников, меняло облик древних строений, пристраивало к ним и возводило отдельно новые строения. Нарастающая деградация технического состояния строений монастыря отчётливо видна уже из сравнения фотографий прошлых лет с современным их видом.
В 1979-1984 гг. Министерством культуры Бурятии финансировались работы по обследованию и составлению институтом «Спецпроектреставрация» проектов реставрации строений монастыря. К сожалению, они так и не были доведены до практической реставрации ни одного из них. С 1998 г. по заказу Научно-производственного центра охраны памятников Минкультуры Бурятии и Благочиния бурятского округа Читинской и Забайкальской епархии Московского патриархата русской Православной церкви, в связи с подготовляемой передачей бывшего монастыря в ведение Благочиния, ведётся поэтапное инженерное обследование его сохранившейся каменной ограды, Никольской церкви, Троицкого собора, дома настоятеля и других прежних строений.
И заключая, важно ещё раз отметить, что Селенгинский Троицкий монастырь, как и Посольский на Байкале, был и остается уникальным явлением в истории, культуре и духовной жизни Забайкалья и Бурятии, в частности. Именно исходя из этого и того, что историко-архитектурный ансамбль монастыря является ценнейшим памятником Отечества, общегражданским достоянием, следует подходить к его православному возрождению.
|