6. Преосвященный Ефрем Селенгинский
Епископ Ефрем, в миру Епифаний Андреевич Кузнецов, родился 10 мая 1875 года в станице Краснояровской Нерчинско-Заводского округа Забайкальской области, в семье казака. Отец умер когда мальчику было лишь пять лет, и мать Евдокия Ефремовна осталась одна с двумя детьми — у Епифания была еще младшая сестра Лидия. Преосвященный вспоминал: «В раннем детстве Господь послал мне сиротство, с его обычными в простонародной среде тяжелыми спутниками — беднотой беспросветной, лишениями и болезнями. Но этот крест учил меня смирению, терпению, пониманию страданий ближнего и состраданию. Под тяжестью сего креста умягчалось мое сердце, крепла вера в Бога и надежда только на Его неизреченное милосердие в путях моей жизни. Тяжелым крестом сиротства, как золото огнем в горниле, очищался и возвышался мой слабый дух. Отец мой, мирно уходя в вечность, на смертном одре завещал мне учиться. Но высшей школой для меня могло быть только сельское училище, в котором, по достижении возраста я и начал свою грамотность. В это время на помощь Господь посылает добрую душу в лице приходского пастыря, который, пользуясь проездом через станицу ныне блаженной памяти архипастыря Иркутского, высокопреосвященного архиепископа Вениамина (Благонравова — С.К.), по своему личному произволению, поставив меня пред лицом его на колена, усердно просит о принятии меня хотя на полуказенное содержание в духовное училище, с обещанием, за меня, быть мне потом служителем церкви Божией. Просьба святителем Божиим уважается, и я, сирота-бедняк казаченок, какими наполнены станицы, оказываюсь в духовной школе, что тогда было весьма редким, чуть не исключительным явлением: велика ко мне милость Божия!»
Так, Епифаний Кузнецов поступил в Нерчинское Духовное училище, старейшее учебное заведение в Забайкалье, открытое еще в 1805 г. «Училище, в котором Господь судил мне начать духовное образование, тогда находилось под руководительством опытного в педагогическом труде, благочестивого, строгого и положительного старца-протоиерея, умелою рукою сеявшего семена веры и благочестия в сердцах учащихся, а среди учителей находились светлые личности, умевшие близко стать к питомцам и дать потребное на запросы их жизни. Духовная атмосфера в училище была такова, что среди учащихся не существовало и тени многих тех пороков, которые стали обычными в школах настоящего времени, зато господствовал дух церковности. Здесь впервые я познал и полюбил церковную уставность, благолепие и величие церковных богослужений, красоту пения церковного, здесь привык сознательно переживать высокую радость праздничных настроений.» В конце XIX века, окончивший Духовное училище едва ли мог стать даже диаконом, но Епифаний был рад и тому, что было. «Кончая курс, сладце представлял я свое предстоящее служение в селе псаломщиком, идеализируя в юношеском воображении храм, клирос, алтарь, приход. Но Господь судил иное, к чему тогда «не возносились очи мои» и что было «для меня недосязаемое». Господь вложил в сердце одного моего учителя мысль послать, в виде попытки, телеграмму Иркутскому святителю, тому же высокопреосвященному Вениамину, с просьбой о принятии на казенное содержание в духовную семинарию, устраняя то, что казалось мне непреодолимым препятствием продолжать образование, а чрез сердце своего святителя возглаголал благая о новом пути моей жизни, и, оказался, вместо псаломщического служения, учеником духовной средней школы.»
В то время, в конце XIX столетия, Иркутская Духовная Семинария была не только старейшим и единственным богословским средним учебным заведением в Восточной Сибири, но и одной из лучших в Российской Империи. «Наша семинария в то время переживала золотое время под руководительством просвещенных начальствующих лиц. Из девятнадцати человек кончивших курс учения только двое остались в светском звании, прочие-же пошли на пастырское служение народу».
30 мая 1896 года он успешно окончил Иркутскую Духовную Семинарию. В июне того же года в Градо-Иркутской Успенской церкви состоялось венчание студента Духовной Семинарии Епифания Андреевича Кузнецова и дочери иркутских мещан Марии Васильевне Сокошневой, восемнадцати лет от роду. Теперь Епифаний желал как можно скорее получить рукоположение и отправиться служить на приход. В прошении епископу Забайкальскому Георгию (Орлову) он пишет: «Желая принять сан священника и быть возможно ближе к месту жительства моей матери, прошу Вас зачислить за мной, находящееся в тридцати верстах от места жительства моей матери праздное священническое место при Кокуйской Покровской церкви. В случае назначения меня на означенное место покорнейше прошу Вас, дозволить рукоположить меня Иркутскому Преосвященному, так как по неимению средств личных и по крайней бедности моей матери ехать мне в г.Читу для рукоположения крайне затруднительно». Епископ Георгий удовлетворил его просьбу и 2 августа 1896 года студент Семинарии Кузнецов был рукоположен архиепископом Иркутским и Верхоленским Тихоном (Троицким-Донебиным) во диакона в Крестовой Архиерейской церкви, а 4 августа, за литургией в кафедральном соборе во имя Казанской иконы Божией Матери, во священника к церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Кокуй Забайкальской епархии. Молодой священник вскоре обратил на себя внимание благочинного. Отец Михаил Булгаков, обратил внимание архиерея на старательного священника, который за короткий срок привлек к себе внимание прихожан талантливыми проповедями и многочисленными внебогослужебными собеседованиями, трезвой жизнью и добрым нравом.
В 1898 году в семье молодого священника родилась дочь Елена, и в том же году умерла жена. «На втором году пастырского служения, — вспоминал Преосвященный — посетил меня Господь тяжелым крестом вдовства, особенно грозным и опасным по своим последствиям в священническом положении.»
В 1899 году, новый Забайкальский архиерей Мефодий (Герасимов) за усердную службу наградил отца Епифания набедренником.
Только что назначенный на Забайкальскую кафедру, епископ Мефодий искал себе помощников и сотрудников, но среди забайкальского духовенства едва мог найти подходящие кандидатуры. Особой заботой и епископа была Духовная Миссия, которая переживала не лучшие времена. Правящий архиерей, бывший также и Начальником Миссии, хотя и пытался, время от времени, объезжать многочисленные миссионерские станы, был все-таки не в состоянии успеть везде, и по-настоящему заняться делами одной только Миссии. Вот тогда он и обратил внимание на молодого, усердного священника из Кокуя, и предложил ему ехать учиться в Казанскую Духовную Академию, чтобы подготовить себя для миссионерского служения. Казанская Духовная Академия имела специальное миссионерское направление, там преподавались восточные языки, в том числе монгольский. Выпускниками этой Академии были и другие известные забайкальские миссионеры — епископы Селенгинские — Вениамин (Благонравов) и Мелетий (Якимов).
В 1903 году отец Епифаний окончил полный курс общеобразовательных и специальных наук по Миссионерской группе монгольского отделения Казанской Духовной Академии. Советом Академии удостоен степени кандидата богословия. Сочинение его «История христианского просвещения инородцев Забайкалья с покорения края и до настоящего времени», по отзыву рецензента, «представляет из себя прекрасную, тщательно продуманную работу, заслуживающую полного одобрения и поощрения какой-либо студенческой премии. В настоящем своем виде оно вполне заслуживает степени кандидата богословия, а после некоторых переделок может быть представлено и на соискание магистерской степени». Из Казани, отец Епифаний пишет епископу Мефодию — «В настоящем учебном году я кончил курс в Казанской Духовной Академии со степенью кандидата богословия. Как стипендиат Миссионерского Общества, я должен служить в миссии, почему покорнейше прошу Ваше Преосвященство дать мне какое-либо служебное назначение в район Забайкальской Духовной Миссии». В июле 1903 г, преосвященный Мефодий отправил его в Бырцынский миссионерский стан, но почти сразу же и отозвал в Читу, где назначил о.Епифания Председателем Совета Читинского Центрального Миссионерского училища. В ноябре 1903 г. епископ Мефодий получил разрешение от Св.Синода «для благоустройства миссионерского дела в Забайкальской епархии учредить должность Помощника Начальника Духовной Миссии». На эту должность и был назначен священник Епифаний Кузнецов. Добившись учреждения должности Помощника Начальника Миссии епископ Мефодий подал в Синод новое прошение — «По причине многочисленности дел по епархиальному управлению я нахожу крайне затруднительным для Епархиального Архиерея отнесение обязанностей Начальника Миссии, а посему осмеливаюсь ходатайствовать пред Святейшим Синодом открыть в Забайкальской епархии особую должность начальника Забайкальской противо-ламайской Миссии с подчинением последнего непосредственному ведению епархиального Архиерея и назначить на таковую должность кандидата богословия Казанской Духовной Академии священника Епифания Кузнецова с возведением его в сан протоиерея». При этом Совет Православного Миссионерского Общества был готов выделять на содержание Начальника Забайкальской Духовной Миссии до 1600 рублей ежегодно. И вот, в апреле 1904 г., Синод рассмотрел это прошение преосвященного Мефодия, и согласившись с его доводами, 20 августа 1905 г. издал указ об учреждении должности Начальника Забайкальской Православной Миссии, с непременным условием назначения на эту должность священника Епифания Кузнецова. Нужно заметить, что в эти годы отец Епифаний исполнял в епархии еще много разных поручений архиерея. Он был Инспектором учительских курсов при Читинском Миссионерском училище, сверхштатным членом Забайкальского Епархиального Училищного Совета, редактором «Забайкальских Епархиальных Ведомостей», исполнял должность Председателя Совета Женского Епархиального училища, был Председателем экзаменационной Комиссии «для испытания лиц ищущих священства, диаконского сана и псаломщических мест», состоял членом-казначеем Церковного Братства Свв. Кирилла и Мефодия и Св.Иннокентия Иркутского. В августе 1904 г. «за усердные и полезные труды по духовному ведомству» он был награжден бархатной фиолетовой скуфьею, а в мае 1906 г. — камилавкой.
29 апреля 1907 г. Преосвященным Мефодием, Начальник Забайкальской Духовной Миссии священник Епифаний Кузнецов был возведен в сан протоиерея. Первой и главной заботой нового Начальника Миссии была подготовка кадров для Миссии, в самой епархии. «В настоящее время — писал он — приглашаются служить в Миссию, если и не люди нравственного подвига, каковых в наш век общего упадка религиозной жизни трудно найти, то, по крайней мере, люди, теоретически осведомленные в истинах христианства, понимающие ход церковной истории и знающие основные приемы миссионерства».
Первое Миссионерское училище в Забайкалье было открыто еще в 1862 г., когда была учреждена и сама Забайкальская Духовная Миссия. Первоначально училище находилось в резиденции Начальника Миссии в Посольском монастыре на Байкале. После создания Забайкальской епархии училище перевели в Читу, где разместилось в нескольких комнатах первого этажа Архиерейского дома. В 1907 г., отец Епифаний возбудил ходатайство о выделении двадцати тысяч рублей из фонда архиепископа Вениамина (Благонравова) на постройку специального здания для Миссионерского училища в Чите. Но, так как, Советом Православного Миссионерского Общества, эти деньги предназначались для устройства миссионерского стана в Кударе, получить их для постройки училища не удалось. Между тем, необходимые средства были найдены очень быстро, и уже 16 мая 1907 г., на углу улиц Зейской (Чайковского) и Софийской (Бутина), была совершена торжественная закладка здания Миссионерского училища. Построили здание тоже очень быстро. Первый его этаж был каменным, второй деревянным. В училище было четыре класса — образцовая школа на сто пятьдесят учеников, помещение для пансиона на сто двадцать человек и две квартиры — для учителя и заведующего. Во втором этаже была устроена домовая Спасо-Преображенская церковь для которой Синод выделил иконостас стоимостью в четыре тысячи рублей. В домовой церкви была сделана роспись стен, а 4 июля 1912 г., на звонницу были подняты колокола. В здании училища жил и сам Начальник Миссии. В результате внутренних преобразований Училище превратилось из начальной школы в низшее образовательное заведение Духовного ведомства. Специально для работы в миссионерских станах здесь готовили псаломщиков и диаконов, изучался бурятский язык, история и практика миссии. За свои труды, в мае 1909 г., отец Епифаний, указом Святейшего Синода, был награжден наперсным крестом, а в сентябре, впервые взяв двухмесячный отпуск, он выехал в Европейскую Россию, чтобы принять монашеский постриг. 17 октября 1909 г. Начальник Забайкальской Духовной Миссии протоиерей Епифаний Кузнецов, был пострижен Архиепископом Волынским Антонием (Храповицким) в монашество с именем Ефрем, а 25 октября, на основании указа Св.Синода архиепископом финляндским Сергием (Страгородским) возведен в сан архимандрита.
В 1910 году, после аннексии Кореи японскими властями резко возрос приток корейцев в Приморье и Забайкалье. В это же время отмечается и массовое обращение этих корейцев в Православие. Одним из центров «корейского» Православия становится Чита. Массовое обращение корейцев в Православие было для Забайкальской Миссии явлением неожиданным. «Миссия к нему была совершенно не подготовлена; не было ни средств, ни людей. Вся тяжесть труда и забот по этому новому делу легла на Начальника Миссии, которому приходилось ежедневно быть среди корейцев, осаждавших его и по делам оглашения святой верой, и по делам устроения их положения в русском государстве, принятии подданства, устроения быта, совершения браков и прочих св.таинств». В 1911 году, архимандритом Ефремом, к принятию Православия было подготовлено 65 корейцев, Крешены они были в реке Читинке. Событие это сопровождалось торжественным крестным ходом из архиерейской домовой церкви, и громадным стечением народа. «После этого в течение осени и зимы совершались крещения корейцев группами по 10-20 человек в миссионерской церкви по праздничным дням перед литургией, за которой новопросвещенные причащались Св.Таин». С наступлением лета, крещения вновь стали совершаться в Читинке в районе Архиерейской дачи (ныне территория метеостанции).
Для религиозно-нравственного просвещения корейцев, а также для изучения ими русского языка, архимандритом Ефремом была устроена катехизическая школа, которая была и своеобразным центром корейского землячества. Находилась она на окраине города, в «Кузнечных рядах». В 1911 году, «для более действенной христианизации корейцев, было принято решение издавать журнал «Православие» на корейском языке. Его редактором стал кореец Авраам Ефремович Кузнецов». Надзор и цензуру журнала осуществлял сам Начальник Миссии.
Летом 1913 года Читу посетил знаменитый миссионер-проповедник протоиерей Иоанн Восторгов. Вместе с ним, архимандрит Ефрем отправился в Монголию, в Ургу, «для выяснения условий предполагаемого открытия Православной Миссии в Монголии». Начавшаяся вскоре Первая Мировая война не дала осуществить эти планы.
В 1861 году в Иркутской епархии, стараниями архиепископа Иркутского Парфения, специально с миссионерскими целями было учреждено Селенгинское викариатство. Селенгинские викарии были одновременно и начальниками Забайкальской Духовной Миссии. Первым епископом Селенгинским стал Вениамин (Благонравов), впоследствии ставший Иркутским архиепископом. После него Селенгинскую кафедру занимали Мартиниан (Муратовский), Мелетий (Якимов), Макарий (Дарский) и наконец Георгий (Орлов). В 1894 г. Селенгинское викариатство было упразднено в связи с созданием самостоятельной Забайкальской епархии. Теперь должность начальника миссии была совмещена в лице правящего архиерея. Но первый же самостоятельный Забайкальский епископ — преосвященный Георгий (Орлов), «в виду сложности и многотрудности здесь дела миссии, в интересах правильной постановки миссионерского дела», ходатайствовал перед Святейшим Синодом об учреждении самостоятельной должности начальника миссии. Преемник епископа Георгия, преосвященный Мефодий (Герасимов) получил такое разрешение. Тяжелый для миссии 1905 год, «ознаменовавшийся, между прочим, вероотступничеством среди инородцев Сибири», еще более осложнил задачи миссии и тогда же стала ясно сознаваться на месте необходимость возглавить управление и руководство Миссией лицом в сане епископа. Управление обширной Забайкальской епархией, вследствие увеличения с постройкой железной дороги населения и умножения числа церквей, стало крайне затруднительно для одного правящего архиерея. Поэтому в 1908 г. Преосвященным Мефодием было возбуждено ходатайство об установлении в Забайкалье кафедры викарного епископа Селенгинского. Преосвященный Иоанн (Смирнов) также ходатайствовал об учреждении викариатства, с резиденцией викарного епископа в г.Верхнеудинске. Необходимость открытия викариатства разделял и преосвященный Мелетий (Заборовский). Иркутский Миссионерский съезд в 1910 году высказался за скорейшее открытие кафедры викарного епископа в Забайкальской епархии. Но все эти ходатайства не имели успеха. Наконец, Совет Миссионерского Общества в апреле 1916 года, чрез своего Председателя — Митрополита Московского Макария (Невского), ходатайствовал перед Святейшим Синодом о восстановлении в Забайкалье кафедры епископа Селенгинского и возведении в сан епископа Начальника Забайкальской Миссии архимандрита Ефрема (Кузнецова), «как человека со специальным знанием миссионерского дела, долголетним опытом и немало с пользою потрудившегося на поприще миссионерского служения».
5 октября 1916 года, «Государь Император, Высочайше утвердить соизволил всеподданнейший доклад Святейшего Синода о восстановлении в Забайкальской епархии, на местные средства, кафедры викарного епископа, с наименованием его «Селенгинский» и о бытии начальнику Забайкальской духовной миссии архимандриту Ефрему епископом Селенгинским, викарием Забайкальской епархии, с тем, чтобы наречение и хиротония его во епископа были произведены в г.Чите.» Епископская хиротония Ефрема (Кузнецова) состоялась в Чите, в кафедральном соборе Св.Александра Невского, 20 ноября 1916 г.
Монархические взгляды епископа Ефрема были широко известны в Чите. Все знали, что именно он, в 1907 году, был организатором забайкальского отдела Союза Русского Народа. В Союз он привлек едва ли не всех священников служивших в Забайкальской Миссии, потому что был твердо убежден, что «Церковь всегда должна ставить перед собой в с е задачи, связанные с главной целью ее существования — спасением всего грешного человечества». Вскоре после февральской революции на его квартире в Миссионерском Училище был сделан обыск, были найдены какие-то издания Союза Русского Народа, и список 246 его членов. В местных газетах появились требования «революционного духовенства» к правящему архиерею отстранить епископа Ефрема от всех должностей и прежде всего от руководства Миссией. Епископ Мелетий (Заборовский) был вынужден передать эти требования на рассмотрение Синода. Новый состав Синода тогда охотно принимал отставку и уволил на покой многих архиереев, но в отношении епископа Ефрема принял решение оставить его на прежнем месте. Несмотря на это в читинских газетах продолжалась компания против Начальника Миссии. В том же 1917 году, епископ Селенгинский Ефрем выехал в Москву для участия в Поместном Соборе Русской Православной Церкви. В Москве он остановился на квартире своего давнего знакомого протоиерея Иоанна Восторгова, настоятеля собора Покрова Пресвятой Богородицы, больше известного как храм Василия Блаженного. Весной 1918 г., после двух первых сессий на Соборе был объявлен перерыв, а 2 июня, епископ Ефрем был арестован ВЧК в Москве, на квартире протоиерея Иоанна Восторгова.
5 сентября 1918 года, вместе с протоиереем Иоанном Восторговым, сенатором С.П. Белецким, двумя бывшими министрами внутренних дел Н.А. Маклаковым и А.Н.Хвостовым, председателем Государственного Совета И.Г.Щегловитовым и ксендзом Лютостанским, преосвященный Ефрем был расстрелян. «Прибывших разместили вдоль могилы-канавы и лицами к ней… По просьбе о.Иоанна Восторгова палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все стали на колени…после чеговсе подходили под благословение Преосвященного Ефрема и о.Иоанна, а затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле о.протоиерей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», — заключил он, обращаясь к конвою. Все стали на указанные им места. Палач подошел к о.Восторгову со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнув о.Иоанна в могилу. Другие палачи приступили к остальным своим жертвам».
26 ноября 1916 года новым епископом Забайкальским и Нерчинским был назначен преосвященный Мелетий (Заборовский).
Февральская революция 1917 г. и последующие события положили начало церковной смуте. В апреле 1917 г. в Чите собрание псаломщиков и диаконов организовало «союз низших членов клира для защиты профессиональных интересов», так как «начиная с приходского священника всякое начальство действовало на них угнетающим образом». Задачей «профсоюза» псаломщиков и диаконов была всеобщая демократизация церковной жизни. Тогда же в Чите, под председательством священника Сергия Старкова состоялся съезд духовенства и мирян Забайкальской епархии. «К духовенству — говорили на съезде — проявляется недоверие, так как оно в прошлом занималось идеализацией самодержавия, но это заслуживает снисхождения, поскольку духовенство было подневольным, а в лучшей своей части оно поддерживало принципы свободы, равенства и братства. Теперь пришла пора устроить лучшие порядки в Церкви.»
Участвовавший в работе Всероссийского Поместного Собора епископ Селенгинский Ефрем (Кузнецов), был расстрелян в Москве большевиками, в сентябре 1918 года.
В 1920 году, вместе с отступавшими из Читы войсками атамана Семенова, Забайкалье навсегда покинул епископ Мелетий (Заборовский). Еще два года он пытался управлять Забайкальской епархией из Харбина. В 1922 году, в Харбине был рукоположен во епископа Селенгинского, викария Забайкальской епархии читинский священник Сергий Старков, много лет служивший в домовой церкви Учительской семинарии. Новый епископ в том же году вернулся в Читу, где неожиданно перешел к обновленцам. Спустя несколько месяцев, он покинул обновленцев, был тотчас арестован, и в 1923 году отправлен на Соловки.
В 1923 году в Забайкалье была окончательно установлена советская власть, и начались массовые гонения на Церковь.
Дальнейшая история забайкальской иерархии смутна и неопределенна. Трудно говорить с уверенностью о принадлежности тех или иных епископов к движению обновленцев. Время от времени епископы меняли свои взгляды и юрисдикцию.
Епископ Селенгинский Марк (Бакалдин) арестован в 1922 году. (обновленец?)
Даниил (Шерстенников) (епископа Читинский, викарий Забайкальской епархии) 1920-1926 (обновленец?)
Епископ Даниил (Шерстенников) вновь управлял Забайкальской епархией с 10 ноября 1926 по 1927 год. Назначен митрополитом Сергием (Страгородским). Одновременно управлял Забайкальской, Иркутской и Камчатской епархиями.
Евсевий (Рождественский) в ноябре 1926 (1927?) митрополитом Сергием (Страгородским) назначен епископом Забайкальским, 27 марта 1930 возведен в сан архиепископа.
Забайкальская епархия в юрисдикции патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) была упразднена в 1930 году.
Указом обновленческого Синода от 21 января 1931 г. Сибирская митрополия была разделена на Западно-Сибирскую и Восточно-Сибирскую. Центром Восточно-Сибирской митрополии определен Иркутск. В состав ее вошли епархии: Иркутская, Читинская, Сретенская, (Нерчинская), Киренская, Канская, Красноярская, Верхнеудинская, Якутская (с 22.08.1931). Возглавил Восточно-Сибирское краевое митрополитанское Церковное Управление архиепископ Алексий (Копылов) с пребыванием в Иркутске.
Во примерный список забайкальских епископов-обновленцев:
Александр (Авдентов) архиепископ Читинский и Забайкальский
Марк (Боголюбов) 1930-1933
Иоанникий (Попов) 1933-1934
Серафим (Зборовский) 1934-1935
Фотий (Пурлевский) 1935-1936 (умер в 1937)
Серафим (Шамшин) март 1936-май 1936 (арестован в 1937)
Венедикт (Пляскин) 17 (30?) января 1946 — 27 июня (10 июля?) 1947
епископ Читинский и Забайкальский, Хабаровский, Якутский и
Владивостокский
В 1948 году была восстановлена Иркутская епархия. Правящие архиереи теперь именовались Иркутскими и Читинскими. Кафедру в Иркутске последовательно занимали:
Ювеналий (Килин) епископ Иркутский и Читинский (3 июня 1948 — 21 февраля 1949)
Палладий (Шерстенников) архиепископ Иркутский и Читинский (21 февраля 1949-20 февраля 1958)
Вениамин (Новицкий) архиепископ Иркутский и Читинский, управляющий Хабаровской епархией. (20 февраля 1958-31 мая 1973)
Владимир (Котляров) архиепископ Иркутский и Читинский
(31 мая 1973 — 17 апреля 1975)
Серапион (Фадеев) епископ Иркутский и Читинский (с 9 сентября 1979 — архиепископ) 17 апреля 1975- 24 апреля 1980
Мефодий (Немцов) епископ Иркутский и Читинский (27 апреля 1980 — 16 июля 1982)
Ювеналий (Тарасов) архиепископ Иркутский и Читинский (16 июля 1982- 26 декабря 1984)
Хризостом (Мартишкин) архиепископ Иркутский и Читинский, управляющий Хабаровской епархией. (26 декабря 1984 — 26 января 1990)
Вадим (Лазебный) епископ (с 4 февраля 1990 года)
В правление епископа Иркутского и Читинского Вадима, Указом Синода от 21 апреля 1994 года, была восстановлена в прежних границах Забайкальская епархия. Епархию возглавил епископ Палладий (Шиман) В ноябре 1996 года его сменил епископ Иннокентий (Васильев) который управлял епархией до октября 1999 г. В феврале 2000 г. в Читу прибыл нынешний епископ Читинский и Забайкальский Евстафий (Евдокимов).
|