2. Нерчинский Успенский монастырь
Согласно Сибирской, «Киприановской» летописи, первый в Забайкалье Нерчинский Успенский мужской монастырь был основан в 1664 году, через десять лет после постройки Нерчинского острога. Благословение на постройку было получено от Тобольского архиепископа Симеона. В начале XVIII века это был самый дальний русский монастырь. В 1706 году здесь началось строительство нового большого каменного храма, каменных стен и каменных келий. Первый, на восток от Байкала каменный храм освятили в 1712 году, антиминс был подписан митрополитом Тобольским и всея Сибири Иоанном (Максимовичем). Известно, что тогда же к Успенскому монастырю были приписаны пашенные крестьяне и земли в селениях Монастырское, Шивки (Ключевской волости), Кирочи (Чиронской волости) и Каменское (Ундинской волости). Селение Кирочи было заимкой Успенского монастыря, и еще в конце XIX века местные жители показывали развалины монастырских амбаров. Начальный период истории Нерчинского Успенского монастыря известен мало. В 1735 г. настоятелем монастыря был назначен иеромонах Боголеп из Иркутского Вознесенского монастыря. В том же, 1735 году, в Успенский монастырь привезли «государственного преступника» схимонаха Гедеона. Схимонах Гедеон это бывший архиепископ Ростовский Георгий Дашков — известный русский церковный деятель первой четверти XVIII века. Самим Петром I, он был назначен архимандритом Троице-Сергиевой лавры, а потом, в 1718 году, Ростовским архиепископом. Вскоре после смерти Петра, архиепископ Георгий, занимавший должность вице-президента Святейшего Синода и имевший большое влияние при Дворе становится одним из возможных кандидатов в патриархи. Но, патриаршество восстановлено не было, а сам Георгий Дашков, в результате интриг Феофана Прокоповича, был замешан в деле Воронежского архиепископа Льва Юрлова, обвиненного в государственной измене. Георгий вначале лишился места в Синоде, а затем и кафедры. В 1770 году он был сослан в Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере, где был пострижен в схиму с именем Гедеон и посажен в железную клетку, в которой провел пять лет. Впрочем, вскоре стало известно, что архимандрит и братия монастыря называли Гедеона «честнейший отче», садили за столом выше себя, а Гедеон приходящих к нему благословлял. Снова начались допросы. Был наказан местный архиерей, который «презирая присягу в верности, которая требует охранять самодержавие, силу и власть государыни, тому Гедеону угождая служил. А именно: определенных к нему караульных переменил, а потом и вовсе свесть приказал. А, как видно что оное им чинено, уповая, как паче чаяния он — Гедеон от того ареста свободиться и воспримет первое свое достоинство, то за слабое содержание будет его — епископа благодарить или служить, а за крепкое содержание в аресте станет мстить злобою». Синод доложил государыне эти обстоятельства, в результате чего 2 декабря 1735 года Тайная Канцелярия приказала отправить Гедеона подальше, в Иркутскую епархию. В Нерчинский Успенский монастырь его привезли с инструкцией «содержать его там до смерти неисходно под крепким караулом и никого к нему не допускать без караула». По преданию, камера, в которой он провел последние четыре года своей жизни, находилась в самой Успенской церкви. Схимонах Гедеон преставился 17 апреля 1739 года, не дожив до амнистии, последовавшей в 1740 г., и освободившей многих пострадавших вместе с ним, в том числе и архиепископа Льва Юрлова.
В 1736 году иеромонах Боголеп подал жалобу Иркутскому епископу на Нерчинского воеводу Деревнина, который насильно брал у монастыря лодки для сплава по Шилке «казенного провианта», а сам «провиант» молол на монастырской мельнице «самовластно» и денег ни за что не платил. Продолжалась эта история не один год. Воевода, в свою очередь, «за рукоприкладством дворян, детей боярских и служилых людей», донес Преосвященному, что Боголеп, худым управлением расстроил и привел в нищету Нерчинский монастырь и просил заменить его иеромонахом Иркутского Вознесенского монастыря Иоанникием. В мае 1937 года Боголепа заменили иеромонахом Иовом. Когда, в 1738 году Успенский монастырь посетил епископ Иннокентий (Нерунович), он все же признал, что неумение Боголепа управлять монастырем не было вымышлено. 11 марта 1744 года, наместник иеромонах Иов умер, его преемником стал иеромонах Виктор, который 9 ноября 1746 года, находясь при смерти, принял схиму под именем Венедикта.
В конце 1746 года наместником Нерчинского Успенского монастыря был назначен иеромонах Тихон. В До 1754 года, наместники Успенского монастыря были также и Нерчинскими «закащиками». 21 августа 1754 года иркутский епископ Софроний (Кристалевский) возвел в сан протопресвитера нерчинского священника Илью Лебедева и неожиданно назначил его «закащиком». Наместник Успенского монастыря, иеромонах Тихон был крайне недоволен этим назначением. Возник даже спор о «первостоятельстве в Нерчинском соборе». В результате, резолюцией преосвященного Софрония предписано было «монастырскому наместнику все богослужения, в силу Духовного Регламента, совершать в монастыре, а в город де ездить незачем».
6 мая 1756 года иеромонах Виталий Вотинов был произведен во игумена Нерчинского Успенского монастыря, но уже 24 февраля 1757 года его сменил иеромонах Антоний. В 1758 году иеромонах Антоний был обвинен в государственной измене, за то что он, якобы, отказался поминать за литургией великую княжну Анну Петровну, заявив при этом: «не хочу им служить и Бога молить». Его немедленно взяли под стражу и отправили в Селенгинский Свято-Троицкий монастырь. До монастыря он, однако, не доехал, потому что умер по дороге, неподалеку от Верхнеудинска в местности Березовка. На месте его кончины был вскоре установлен большой крест, куда еще в начале XIX века «в девятую пятницу по Пасхе бывает крестный ход из церкви Соборной, тогда съезжаются из разных селений жители на праздник и оное празднество в препровождении Святой иконы многолюдным собранием вошло сие празднество в обыкновение давно по причине, что на том месте преставился епископ Арсений, из Нерчинска проезжающий»
3 мая 1760 года, по распоряжению епископа Софрония, нерчинский закащик протопоп Илья Лебедев сдал дела новому закащику — иерею Богоявленского собора Никите, а сам отправился в Иркутск для принятия монашества. Приняв постриг, протопоп Лебедев был назначен игуменом Нерчинского Успенского монастыря с именем Исайя. Когда в январе 1767 года умер закащик протопоп Никита, игумен Исайя вновь временно исполнял эту должность до июля месяца, когда передал дела священнику Сретенской церкви Петру Космину.
Во второй половине XVIII века Успенский монастырь постепенно беднеет и приходит в упадок. Так, указом иркутской консистории от 10 августа 1772 г. повелевалось передать монастырские деньги, в количестве ста пятидесяти рублей, на украшение церквей Нерчинска. Новый архиерей, прибывший в Иркутск 18 марта 1772 г. — епископ Михаил, принял решение и вовсе упразднить монастырь. В мае 1773 года он запросил Нерчинского закащика протопопа Павла Гробова, «можно ль состоящую в Нерчинском Успенском монастыре церковь сделать приходскою, и ежели можно, то отколе та церковь и содержанию своему требы получать, и чем причт довольствоваться будет, и есть ли к тому монастырю способных жительских домов, если есть, то в каких деревнях, и сколько, и в каких приходах ?» Неизвестно, что ответил Павел Гробов, но уже в 3 августа 1773 года последовал указ преосвященного Михаила об упразднении монастыря. Указ был получен в Нерчинске 13 сентября. Игумена Исаию, иеромонаха Ианнуария и монаха Савву отправили в Киренский монастырь. «Ризницу и утварь церковную, разных святых в окладах и ризах серебряных образов, самую лучшую ризницу, одно Евангелия большое с оправою серебрянною, два напрестольные креста один серебряный, а другой золотой и гробницу напрестольную, серебряные св.образа с окладами, венцами и ризами серебряными, кои не в иконостасах, а также товарные вещи, прутовое серебро, венцы и кресты небольшие серебряные ему игумену, забрав, привесть в архиерейскую ризницу. Остальное имущество: одно Евангелие и один крест, св. сосуды, ризницу отдать на смотрение закащику Гробову с роспискою, а оставшихся диакона, дьячка и пономаря определить к праздным местам тебе закащику по усмотрению, церкви замкнуть и запечатать и поставить караул.»
В Нерчинске «закащиками» бывали и настоятели собора, и даже светские лица, так называемые, «дети боярские». Основной функцией «закащиков» был сбор церковных налогов, но иногда им поручалось наблюдение над духовенством и народом, а также предварительное судебное делопроизводство поступавшее в дальнейшем на решение Тобольского митрополита. Несмотря на учреждение викариатства, а затем и самостоятельной епархии, институт «закащиков» не был упразднен до начала XIX века. Варлаам (Коссовский) был первым православным епископом, посетившим Забайкалье. В 1710 году он освятил надвратную церковь Всех Святых в Селенгинском Троицком монастыре. Пробыл Варлаам в Иркутске только два с половиной года, и по причине «тесноты жизни» без указа уехал в Москву. Титул епископа Иркутского и Нерчинского был снят с него лишь 1714 году, когда он был определен епископом в Тверь. Новым иркутским викарием был назначен бывший митрополит Сарский и Подонский — Игнатий (Смола), но в Иркутск он так и не приехал. В 1711-1715 гг. Сибирской епархией управлял митрополит Иоанн (Максимович), а в 1715 году его сменил вновь назначенный схимитрополит Феодор (Филофей Лещинский). В апреле 1719 года он посетил Селенгинск и Нерчинск. Управлял епархией до 1721 года. В апреле 1721 года митрополитом Тобольским был назначен Антоний (Стаховский). В его правление произошло важное событие.
В 1721 году, в сане епископа Переяславского был отправлен с миссией в Пекин другой киевлянин — Иннокентий (Кульчицкий). Китайцы не допустили его, и, в ожидании разрешения, он провел три года в Селенгинском Троицком монастыре (1722-1725). Наконец, в 1727 году была учреждена самостоятельная Иркутская епархия, первым правящим епископом которой и стал преосвященный Иннокентий. В это время в Селенгинском заказе было 13 церквей и два монастыря, а в Нерчинском заказе 7 церквей и один монастырь. Заселение Забайкалья происходило весьма медленно. В начале XVIII века русское население было до того немногочисленно, что при слабом притоке колонизации, естественный прирост не мог даже пополнить убыли. Во всем Забайкалье в это время проживало русских не более десяти тысяч человек.
Епископ Иркутский и Нерчинский Иннокентий скончался в Иркутске в 1731 году. Мощи его были обретены в 1764 г., а в 1804 году Иннокентий (Кульчицкий) был причислен Церковью к лику святых.
Его преемником был епископ Иннокентий (Нерунович), управлявший епархией в 1732-1747 гг. В 1747-1753 гг., в Иркутске не было епископа, епархией временно управлял архимандрит Селенгинского Троицкого монастыря Нафанаил. Епископ Софроний (Кристалевский) управлял Иркутской епархией в 1753-1771 гг. (в 1918 г. он был причислен к лику святых), Михаил (Миткевич) в 1773-1789, Вениамин (Багрянский) в 1789-1814 гг. Как и его предшественники, епископ Вениамин был весьма озабочен низким уровнем подготовки кандидатов в священники и диаконы, которых присылали к нему для рукоположения. Большинство из них едва умело читать, плачевным было и знание катехизиса. Все это заставило епископа Вениамина энергично взяться за организацию в Нерчинске Духовного училища, где могли бы обучаться дети священников, как правило, наследовавшие в то время приходские должности своих отцов. Известно несколько поколений священников — Титовых, Стуковых, Пляскиных, Малковых, Тяжеловых, Карелиных, Поповых, Лахиных. Нерчинское Духовное Училище было открыто в 1805 году. В течение всего XIX века оно обеспечивало Забайкалье священно- и церковнослужителями
|