Читинская и Краснокаменская епархия
Главная / Епархия / История епархии / Исторические очерки о Забайкальской епархии / Д. Саввин “Святые Врата” /
  Правящий архиерей
  
  
 
  Новости Патриархии
  
  
 
  Новости епархии
  
 
  Епархия
  
  
  
  
  
  
 
  Церковная жизнь
 
  Анонсы
  
 
  Библиотека
  
  
  
  
 
  Образование
  
  
  
  
  
  
  
 
  Газета “Православное Забайкалье”
 
  Видеостудия “СЛОВО”
 
  Святые места и святыни Забайкалья
  
  
  
 
  Общение
  
  
 
  Документы
 
  О вере Православной
 
  Экскурсии, паломничество
 
  Поиск по сайту


Полезные статьи

Заключение, которое должно стать прологом

Спасо-Преображенский Посольский монастырь

Возрождение Посольского монастыря началось в 1990-е гг., когда был создан приход в с. Посольске при Спасо-Преображенском соборе, настоятелем которого стал в 1995 г. о. Виктор Смольников. Образование православной общины нельзя, конечно, считать началом восстановления монашеской обители, однако отныне в стенах старейшего каменного храма в Забайкалье зазвучала соборная православная молитва.

Второе рождение монастыря непосредственно связано с назначением на Читинскую кафедру Преосвященнейшего епископа Евстафия (до того – архимандрит, настоятель Спасо-Иаковлевского монастыря г. Ростова Великого.) Считая важнейшей задачей, без успешного решения которой невозможно устроение нормального течения церковной жизни в Забайкальской епархии, возрождение монастырей, Владыка приложил много сил для того, чтобы Посольская обитель вновь обрела своих насельников.19 апреля 2000 г. Священный Синод Русской Православной Церкви благословил воссоздание монастыря на берегу Байкала, а вскоре Господь направил в обитель первых послушников.

Возрождение монашества в Посольском монастыре

В марте 2000 г. на послушание в Спасо-Преображенский приход прибыл Алексей Кривенко, до того полтора года пробывший на послушании в Санаксарском Богородицком монастыре. В определённый момент он, не осознавая даже причин этого, стал молить Пресвятую Богородицу о том, чтобы вернуться на Байкал. И вскоре, действительно, отправился домой, но на обратном пути случилось некое искушение, после которого Алексей понял: его место в монастыре. На праздник Св. Троицы ему было преподано благословение на ношение подрясника, а 21 июня 2001 г. он принял монашеский постриг с именем Николай, в честь Св. Царя-мученика Николая II Александровича. Через два дня о. Николай был рукоположен во диакона, на следующий день – во священника. Одновременно с ним принял постриг и послушник Игорь Ермолаев, наречённый Алексием в честь Св. мученика Цесаревича Алексия Николаевича. Вскоре он также был рукоположен во диакона, и был назначен экономом обители. Иеромонах Николай (Кривенко) стал вторым наместником (после о. Иннокентия (Кизарева), краткое время занимавшим эту должность) возрождённого Посольского Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Развитие удалённой сегодня от всех транспортных путей и административных центров монашеской обители в последующие годы было поистине поразительным. Малоинтересный кому-либо монастырь, не имеющей никакой экономической основы для своего процветания, вдруг стал стремительно возрождаться. Появились новые щедрые ктиторы, стали приезжать паломники из епархий европейской России. Иностранные туристы также с удовольствием посещают обитель, и за год их бывает не менее пятисот человек. К монастырю возрос интерес учёных, и в 2002 г. была проведена научная конференция, в которой участвовали представители многих российских городов (среди них два архиерея – епископ Читинский и Забайкальский Евстафий и председатель синодального миссионерского отдела, архиепископ Белгородский Иоанн, учёные из Москвы, Новосибирска, Иркутска, Улан-Удэ, Читы, Анадыря.) Гостями монастыря были многие высокопоставленные государственные служащие, нередко бывает здесь Президент Республики Бурятия Л.В. Потапов.

Сегодня Посольский Спасо-Преображенский монастырь поддерживает контакты с образовательными и научными учреждениями, постепенно развивается миссионерская, просветительская деятельность обители. Значение монашества, монастырей в жизни Церкви и всего человечества крайне велико. Монашеская жизнь является ничем иным, как стремлением максимально приблизиться к православно-христианскому идеалу человеческого бытия. По учению Св. Церкви, никакая молитва так не угодна Богу, как монашеская, молитва тех, кто всю свою жизнь, всего себя посвятил Господу. Монастырь является духовным родником посреди загрязнённого грехом мира, маяком, свет которого позволяет выбрать правильное направление в духовном развитии. Одна из основных задач монашеской обители – духовное окормление мiра, мирян, для которых даже одно соприкосновение с благодатной атмосферой монастырской жизни приносит немалую пользу.

Иконостас одного из храмов монастыря

Человеку, живущему в миру, очень трудно вести духовную жизнь, его ум направлен на решение множества бытовых, житейских проблем, которые превращаются в шоры, из-за которых ослабевает способность воспринимать реальность духовной сферы бытия. Напротив, тот, кто живёт в монастыре, свободен от этих трудностей, получая возможность все свои силы посвятить служению Богу, непрестанно творя молитву и одновременно трудясь на пользу Церкви, помогая ближнему. Свобода эта достигается через послушание, ибо тот, кто послушен во всём духовному отцу (что в совершенной форме возможно лишь в монастыре), и поставленным над ним старшим, свободен от забот, его ум не трудится над их преодолением, а стало быть, может всецело погрузиться в молитву. Один из Св. Отцов и учителей монахов, Прп. Авва Дорофей, научает (о сём узнав от иного великого Св. Отца, Прп. Варсонофия): «…каждый, предавший себя в послушание отцам, имеет…безпечалие и покой». И это святое безпечалие открывает возможность безконечного духовного совершенствования. Конечно, современные монастыри – это не киновии древних Отцов, однако всякий, желающий работать Богу в монашестве, и сегодня это может делать успешно.

Современный Посольский Спасо-Преображенский монастырь начал свою новую жизнь совсем недавно, однако те успехи, которые были за это время достигнуты, весьма велики. Причины их, несомненно, лежат в духовной сфере человеческого бытия, и являются ничем иным, как проявлением дивного Промысла Божия о лежащей на берегу Байкала обители. Почти 350 лет назад прибыл сюда один из основателей Санаксарского Богородицкого монастыря, игумен Феодосий, для того, чтобы проповедовать Святую Православную Веру в Забайкалье. И вот, спустя три с половиной столетия, для того, чтобы потрудиться в обители на Байкале, приезжает из того же Санаксарского монастыря послушник Алексей Кривенко, который вскоре становится её наместником, отцом Николаем. Молитвами тех святых, кто когда-то подвизался в этой обители или бывал в ней, святителей и мучеников, возвращается она сегодня к жизни. Уже сейчас есть множество людей, которые получили духовное исцеление в Посольском Спасо-Преображенском монастыре, были вырваны из сект или освободились от сатанинского прельщения, подчас весьма серьёзного. Братия обители, казалось бы, невелика: иеромонах Николай, иеродиакон Алексий, монах Нифонт да четыре послушника. Но при этом в монастыре постоянно проживает от двадцати до сорока трудников, а за год через обитель проходит до двухсот человек, стремящихся помочь своим измученным жизнью в греховном мире душам. Соприкосновение с монастырём ни для кого не проходит безследно. Примечательно, что многие учёные, начинавшие в силу своей профессиональной деятельности работать в обители, и сотрудничать с монастырской братией, постепенно воцерковлялись, хотя до того были «верующими в душе» или даже неверами. Даже если одна человеческая душа может спастись через монастырь, все затраты, все труды, в него вложенные, оправданы. Сегодня же есть надежда, что, по великой к нам милости Божией, возрождаемая Посольская обитель послужит ко спасению многих.

Когда-то Посольский Спасо-Преображенский монастырь стоял в самом начале пути в Забайкалье, на Восток. Святые врата в обращённой к Байкалу монастырской стене были символом того, что важнейшей задачей, которую ставили перед собою русские землепроходцы, было обращение не познавших Христа в истинную Православную Веру. Для этого пришли сюда двенадцать братов во главе с игуменом Феодосием, для этого двести с лишним лет стояла на Байкале эта обитель. И сегодня Забайкалье нуждается в благодатном слове подлинно евангельской, православной проповеди, нуждается в духовной лечебнице. Святые врата, закрывшиеся почти сто лет назад, скоро откроются вновь…


Разделы
41,95 KbПри перепечатке материалов сайта просьба указывать ссылку  на  www.chita-eparhia.ru
При цитировании материалов указывать автора
© Читинская и Краснокаменская Епархия.
Адрес: 672039, Россия,
г. Чита, ул. 9-го Января, 50.

Яндекс.Метрика