Читинско-Забайкальская епархия в период богоборческих гонений
(после 1917 г.)
«…возложат на вас руки и будут гнать вас,
предавая в синагоги и темницы, и поведут пред
царей и правителей за имя Мое» (Лк. 21;12)
Революционная смута, начавшаяся в 1917 г., стала временем испытания для Русской Православной Церкви, когда за исповедание Христа люди подвергались гонениям, а порой и шли на мученическую смерть. Установившаяся в России богоборческая советская власть одну из своих первоочередных задач видела в искоренении Православия. Постановлением СНК от 11 декабря 1917 г. все учебные заведения из Духовного ведомства были переданы в распоряжение Наркомпроса. Фактически это означало ликвидацию всех духовных школ. Ещё один декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», отказавший Православной Церкви в правах юридического лица, лишил её всякой материальной собственности. Храмы, монастырские здания, церковное имущество – все это стало достоянием Страны Советов. Последующие меры большевиков были ещё более откровенными и жестокими. Тогда же начинаются преследования всех тех, кто был известен монархическими убеждениями. Первым забайкальцем, ставшим жертвой богоборческого режима, стал священномученик Ефрем (Кузнецов), епископ Селенгинский, викарий Читинско-Забайкальской епархии. Бывший до революции активным участником православно-монархических организаций (Союза Архангела Михаила, отделение которого им было организовано в Чите), епископ Ефрем после февраля 1917 г. терпит постоянные издевательства со стороны революционных властей. В июне 1918 г. он был арестован чекистами в Москве, куда он был делегирован от Забайкальской епархии на Поместный Собор, и 5 сентября вместе со священномучеником Иоанном Восторговым принял смерть за Христа от рук безбожников.
В 1918 году большевики укрепили свои позиции в Забайкалье. Начав достаточно решительно «проводить в жизнь» совнаркомовские декреты, они постепенно присвоили себе церковную собственность. Правящий Епископ Мелетий (Заборовский) и Епархиальный Совет решения самозваных властей не признавали, что послужило причиной трагических событий 4-6 июня 1918 г. 4 июня несколько представителей советской власти явились к зданию Духовной Консистории, с целью изъять оттуда епархиальные документы. Несколько читинских священников, сотрудников Духовной Консистории, попытались этому воспрепятствовать, за что были арестованы и посажены в читинскую тюрьму. 5 июня на Новособорной площади стали собираться православные горожане, обеспокоенные судьбой арестованных священнослужителей, а уже шестого июня, после неудачной попытки вступить в переговоры с большевиками, стихийно начался крестный ход. На подходах к месту заключения православных священников, отряд милиции встретил православных ружейными залпами. В результате один человек был убит и несколько ранено. Эти июньские события 1918 г. являются своеобразным прологом к большевистской конфессиональной политике последующих времён.
После того, как красные были изгнаны с забайкальской земли атаманом Семёновым, течение церковных дел в Читинско-Забайкальской епархии постепенно нормализовалось: стали совершаться богослужения, возобновилась монашеская жизнь в монастырях, продолжилось обучение в духовных учебных заведениях.
В 1920 г. на восточных окраинах России создаётся Дальневосточная республика (ДВР). Отношения с этим новым диковинным государством забайкальских епархиальных властей были непростыми. Епископ Мелетий к этому времени выехал в Китай, не испытывая иллюзий относительно «демократичности» ДВР.
Вопросы, вызвавшие острое противостояние с большевиками в 1918 г., также были предметом постоянной полемики между Читинско-Забайкальской епархией и ДВР. За два года существования ДВР, её власти предприняли ряд шагов, повторяющих распоряжение московского Совнаркома.
В конце 1922 г. в Забайкалье устанавливается, теперь уже надолго, советская власть. Все те незначительные возможности, которые имела Св. Церковь благодаря бутафорской демократичности ДВР, исчезли. Отныне даже самая элементарная подготовка клириков становится невозможной, Православное Братство во имя Свв. Кирилла и Мефодия, имевшее достаточно долгую историю, также прекратило своё существование. В этот период наряду с открытыми гонениями богоборческих властей Читинско-Забайкальской епархии пришлось выдержать агрессию проникавшего тогда в забайкальские земли обновленческого раскола. Фактически переставшая существовать в 1924 г. епархия возрождается при Епископе Охотском Данииле (Шерстенникове), который был временным попечителем Читинско-Забайкальской епархии в 1924-1927 гг. и о котором у православных забайкальцев сохранились самые тёплые воспоминания. Сменивший его на Читинской кафедре епископ Евсевий (Рождественский) в 1930-1931 гг., был обвинён в создании «контрреволюционной организации» и 5 ноября 1937 г. был расстрелян. Его приемники, возглавлявшие Читинско-Забайкальскую епархию в 20-30-е гг. прошли через большевистские концлагеря и ссылки.
Условия жизни всех православных, а особенно духовенства, в те страшные годы были крайне тяжелы. Священникам приходилось терпеть полунищенское существование, административные притеснения, непомерно завышенные налоги, оскорбления и угрозы со стороны «революционно настроенных» лиц. Однако всё это не пугало православных, о чем говорит то, что к концу 1920-х гг. в Читинско-Забайкальской епархии было ещё около 150 общин, объединённых в 14 благочиний.
Разгром Православной Церкви в Забайкалье, как и по всей России, принял наиболее ужасающие масштабы в 1930-е гг., и результатом его стала ликвидация Читинско-Забайкальской епархии. В Чите единственный православный храм, бывший когда-то католическим костёлом, появляется вновь уже после Великой Отечественной войны. На долгие годы в Читинской области он будет единственным православным храмом.
Как и вся Русская Церковь, Читинско-Забайкальская епархия прошла через мрачный и кровавый период богоборческой тирании, выстояв милостью Божией, как сказано в Псалтири богодухновенным пророком Давидом: «Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня» (Пс. 117;18).
|