Читинская и Краснокаменская епархия
Главная / Епархия / История епархии / Исторические очерки о Забайкальской епархии / Троице-Селенгинский монастырь
  Правящий архиерей
  
  
 
  Новости Патриархии
  
  
 
  Новости епархии
  
 
  Епархия
  
  
  
  
  
  
 
  Церковная жизнь
 
  Анонсы
  
 
  Библиотека
  
  
  
  
 
  Образование
  
  
  
  
  
  
  
 
  Газета “Православное Забайкалье”
 
  Видеостудия “СЛОВО”
 
  Святые места и святыни Забайкалья
  
  
  
 
  Общение
  
  
 
  Документы
 
  О вере Православной
 
  Экскурсии, паломничество
 
  Поиск по сайту


Полезные статьи

Троице-Селенгинский монастырь

ПЕРВЫЙ МОНАСТЫРЬ НА БАЙКАЛЕ

Михайло-Архангельский надвратный храм Троице-Селенгинской обители. 2006 г.

Селенгинский Свято-Троицкий (или Троицко-Селенгинский) мужской монастырь был на протяжении почти двух с половиной веков, пожалуй, самым известным среди забайкальских. Из-за места его расположения (поблизости от тракта), проехать мимо него было практически невозможно. Его посещали дипломаты: И.Э. Идес, Л.В. Измайлов, л. Ланг, С.Л. Владиславич-Рагузинский. Гостями становились практически все путешественники, исследовавшие Забайкалье. Это известные всей России: Г.Ф. Миллер, И.Г. Гмелин, И.Э. Фишер. Несомненно, объектом пристального внимания был монастырь и для иркутских, а позже забайкальских архиереев. Среди них можно назвать Варлаама (Коссовского), Иннокентия (Кульчицкого), Иннокентия (Вениаминова), Софрония (Кристалевского), Макария (Дарского), Мефодия (Герасимова) и др.

Широкую известность получила обитель в связи с посещением ее в 1891 г. Наследником Престола Цесаревичем Николаем (будущим Императором Николаем II). Произошло это вовремя его поездки по России. Данное событие описано в изданной позже книге. Цесаревича на подъезде к монастырю встречали настоятель и братия. Им преподнесен в дар обители крест и 300 руб. деньгами (достаточно значительная по тем временам сумма).

Основание монастырю было положено, скорее всего, в первой половине 80-х гг. XVII в. Основателями его стали члены первой духовной миссии в Забайкалье. Братия обители должна была содействовать распространению православия среди аборигенного населения края. С момента своего появления монастырь становится главным из забайкальских и одним из значимых в Иркутской епархии, которая образована в1727 г. стараниями Иннокентия (Кульчицкого) (впоследствии станет первым епископом новой епархии).

Располагалась обитель в 80 верстах (около 85 км) от озера Байкал, на берегу р. Селенга, ниже села Ильинское. С начала XVIII в. за ней закрепляются участки земли и рыболовные угодья. Монастырь владел несколькими вотчинами, усадьбами в Иркутске, Кяхте, Селенгинске. Обитель становиться крупным по забайкальским меркам землевладельцем. Вокруг нее начинают активно селиться люди, образовывая небольшие поселения. Вновь прибывающие получают в пользование монастырские земли на условиях работы для монастыря. Количество принадлежавших ему крестьян составляло около 600 чел. Монашествующие, послушники и монастырские крестьяне занимаются возделыванием целинных земель, разведением скота, рыболовством. Обитель вела активную торговлю. На первых порах в Иркутске, позже в Верхнеудинске, Кяхте, на Преображенской ярмарке у реки Селенга. Некоторое время монастырю принадлежали соляные варницы.

Свято-Троицкий храм Троице-Селенгинской обители. 2006 г.

Огромным почитанием пользовалась обитель у населения окрестных сел в связи с тем, что в ней хранилась значимая для Забайкалья икона Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского, получившая название Катакельской (по озеру, где была впервые обнаружена). Поклониться образу стекались богомольцы со всего забайкальского края.

Помимо отмеченного выше, Свято-Троицкий монастырь привлекал внимание и своим архитектурным ансамблем. Четыре (или даже пять, по другим данным) церквей, одна из которых имела высокую колокольню, две часовни — культовая составляющая. Наряду с ними, множество построек бытового назначения, среди которых имелась и гостиница для приезжих. Находились все строения за высокими стенами, по углам которых располагались массивные башни. Строения монастыря были заметы издалека, еще на подходе обители.

Современными исследователями истории Троицко-Селенгинского монастыря отмечалось, что в первый период су¬ществования обители ее постройки несли и оборонительные функции. Первоначально деревянные стены должны были защищать от набегов кочевых племен, в башнях хранился запас пороха и свинца, были пушки и ружья. Монашествующие должны были, наряду с прочим, быть готовыми к защите оплота Церкви и государства на забайкальских землях (а им в конце XVII - начале XVIII вв. и являлся Селенгинский Свято - Троицкий монастырь).

Первое столетие существования Селенгинского монастыря было связано с постоянными строительными работами. Возведены, помимо ограды, кельи для настоятеля и братии, трапеза, кухня, просфорная, амбары, баня, конюшня, мельница. Из культовых построек: церковь во имя Святой Троицы (1684 г.) - долгое время главный храм обители, единственная в Забайкалье надвратная церковь - во имя Всех Святых (1710 г.), центральное здание монастырского архитектурного ансамбля - каменный собор во имя Живоначальной Троицы(1785 г.), построенный вместо сгоревшей старой деревянной церкви.

Поворотным в истории мо¬настыря стал 1764 Г., когда в результате церковной реформы обитель лишилась основных земельных и рыболовных угодий, за ней оставлена лишь небольшая часть. Причислен монастырь был к третьему классу, и стал получать ежегодное денежное содержание от государства.

Сложно сказать, насколько были достигнуты поставленные при строительстве монастыря цели. На настоящий момент не установлены объемы миссионерской деятельности монашествующих за первые 150 лет существования обители. Неясно, каково число обращенных в Православие коренных жителей, хотя в архивных документах встречаем имена отдельных бурят. Известно, что монастырская братия собирала свою библиотеку, которая по большей части состояла из богослужебных книг. Возможно, это первая за Байкалом библиотека.

О том же, какой известностью пользовалась Свято-Троицкая обитель в России, говорит тот факт, что она упоминалась во всех изданных справочниках и энциклопедиях. Сведения о ней встречаются и практически во всех епархиальных отчетах. Невозможно говорить о Православии в Забайкалье, забывая об истории Селенгинского монастыря.

Евгений Дроботушенко

печатается по книге «Православие в Забайкалье: история и современность», Чита, 2004 г.

СЕЛЕНГИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ХХ ВЕКЕ

В 1921 году монастырь был ликвидирован, его здания были переданы детскому дому, который занимал их до 1929 г., а после этого строения монастыря пустовали. В 1932-1936 гг. здесь размещался Восточно-Сибирский санаторий юных пионеров, а затем, до 1938 г., помещалась детская психоколония Облздрава и в дальнейшем открыто подобное же спецучреждение для взрослых, существующее по настоящее время.

После ликвидации монастыря монастырские постройки, и исторический комплекс в целом, претерпели значительные утраты и изменения. В последние годы некоторые из строений не использовались вообще (Никольская церковь, западная башня ограды и др.) или занимались лишь частично (Троицкий собор и др.), а какая-то их часть представляет из себя руины. На территории монастыря имеются также построенные в последние десятилетия, а также заброшенные и недостроенные капитальные здания. Большая часть территории предельно захламлена, действующий въезд только один – через арку надвратной церкви в южной стене, другой же ранее существовавший въезд в северной стене в настоящее время не используется и заброшен.

За более чем 60-летний период нахождения ансамбля монастыря в ведении Министерства здравоохранения Бурятии, последнее не предпринимало никаких мер по поддержанию, сохранению и реставрации его как уникального памятника культуры государственного значения, а произвольно, в нарушение законодательства об охране памятников, меняло облик древних строений, пристраивало к ним и возводило отдельно новые строения. Нарастающая деградация технического состояния строений монастыря отчётливо видна уже из сравнения фотографий прошлых лет с современным их видом.

В 1979-1984 гг. Министерством культуры Бурятии финансировались работы по обследованию и составлению институтом «Спецпроектреставрация» проектов реставрации строений монастыря. К сожалению, они так и не были доведены до практической реставрации ни одного из них. С 1998 г. по заказу Научно-производственного центра охраны памятников Минкультуры Бурятии и Благочиния бурятского округа Читинской и Забайкальской епархии Московского патриархата русской Православной церкви, в связи с подготовляемой передачей бывшего монастыря в ведение Благочиния, ведётся поэтапное инженерное обследование его сохранившейся каменной ограды, Никольской церкви, Троицкого собора, дома настоятеля и других прежних строений.

И заключая, важно ещё раз отметить, что Селенгинский Троицкий монастырь, как и Посольский на Байкале, был и остается уникальным явлением в истории, культуре и духовной жизни Забайкалья и Бурятии, в частности. Именно исходя из этого и того, что историко-архитектурный ансамбль монастыря является ценнейшим памятником Отечества, общегражданским достоянием, следует подходить к его православному возрождению.

Эдуард Демин,

Александр Панов

41,95 KbПри перепечатке материалов сайта просьба указывать ссылку  на  www.chita-eparhia.ru
При цитировании материалов указывать автора
© Читинская и Краснокаменская Епархия.
Адрес: 672039, Россия,
г. Чита, ул. 9-го Января, 50.

Яндекс.Метрика