Читинская и Краснокаменская епархия
Главная / Епархия / Монастыри епархии / Нерчинский Успенский монастырь
  Правящий архиерей
  
  
 
  Новости Патриархии
  
  
 
  Новости епархии
  
 
  Епархия
  
  
  
  
  
  
 
  Церковная жизнь
 
  Анонсы
  
 
  Библиотека
  
  
  
  
 
  Образование
  
  
  
  
  
  
  
 
  Газета “Православное Забайкалье”
 
  Видеостудия “СЛОВО”
 
  Святые места и святыни Забайкалья
  
  
  
 
  Общение
  
  
 
  Документы
 
  О вере Православной
 
  Экскурсии, паломничество
 
  Поиск по сайту


Полезные статьи

Нерчинский Успенский монастырь

Нерчинский Успенский монастырь

(1706–1764)

 

Активное заселение и хозяйственное освоение сибирских земель, начавшееся в XVII веке, неразрывно связано с деятельностью православных церквей и монастырей.  Первым монастырем,  образованным в Забайкалье, был Нерчинский Успенский мужской монастырь. Однако в документах фондов «Нерчинская воеводская канцелярия» и «Церкви Забайкальской области», хранящихся в  Государственном архиве Забайкальского края, сведений об этом монастыре сохранилось немного. И  наибольший интерес представляет  «Книга учета монастырского имущества», имеющаяся в фонде «Церкви Забайкальской области». Составлена она была при проведении ревизии в 1763 году и дает подробное описание самого монастыря, его имущества и доходов.

Нерчинский Успенский монастырь  основан по Указу Петра I от 1706 года и был построен  в Нерчинском уезде, в пяти верстах от города Нерчинска  «…при протоке текущей из Шилки и Нерчи реки и впадавших в ту протоку Сергиной и Арзамасовой речек…» [ГАЗК, ф.282, оп. 1, д.36, л.2].

Обнесенная невысокой оградой, территория монастыря  была сравнительно небольшой, чуть более 20 тыс. кв.м. (8х57 саженей). Внутри ограды находились основные монастырские постройки: две церкви, деревянные и каменные кельи, амбары, кладовые, «магазейны», погреб, монастырская кухня-поварня. За оградой располагались: несколько изб, кожевня, дубня, конный двор, поварня «где для монастырскoй надобности варилось пиво», баня, гумно, два овина. При монастыре существовала богадельня, в которой проживало до пятнадцати человек больных и престарелых.  В 1736 году она сгорела и восстановлена не была.

Главными из всех монастырских построек были церкви. Построенная в 1712 году и сохранившаяся до наших дней Успенская церковь так описана в документе: «Церковь каменная, о пяти маковицах. Кресты обиты белым железом, а маковицы деревянным лемехом. Над алтарем глава каменная, крест железный под золотом. При ней каменная же колокольня, а под колокольней, в середине, палатка каменная для содержания казны и прочей церковной утвари» [ГАЗК, ф.282, оп.1, д.36, л.11]. В ней  три престола: в холодной (часть здания, где служба велась только летом) – Успения Пресвятой Богородицы; в теплых пределах – на правой стороне во имя Богоявления Господня, а на левой – Живоприемного Источника [ГАЗК, ф.282, оп.1, д.399, лл.9–10].

Богатым было и внутреннее убранство церкви. Иконостас состоял из образов: Пречистой Богородицы Казанской, Богоматери Смоленской, Богоматери Владимирской, Воскресения Христа, Богоматери Неувядаемого Цвета. В алтаре имелось два Евангелия в дорогих окладах  с серебряными застежками, два серебряных креста с позолотой, один крест «чистого золота», новый антиминс, жертвенник, различные покрытия для престола и жертвенника из бархата, парчи и шелка,  серебряная и медная церковная утварь. В церкви было большое количество икон, все они были в серебряных окладах «под золотом», некоторые расшиты крупным и мелким жемчугом. Сохранилось описание иконы Пречистой Богородицы Казанской: «…венец,  гривна и корона, серебряные с позолотой, резные, а на венце и на короне камешков лазоревых четыре, красных два, а у чудотворцев шесть венцов четыре гривны и поля на окладе резные под позолотой [ГАЗК, ф.282, оп.1, д.36, л.20 об.].

Вторая церковь деревянная «с одной главой, крест обит белым железом,  на алтаре крест железный» [Там же, л. 26].  Дату возведения этой церкви установить не удалось, но благодаря сохранившимся документам можно подробно представить ее внутреннее убранство.

Несмотря на отсутствие школы  при монастыре, он являлся центром грамотности, о чем свидетельствует наличие большого количества печатных («киевской печати») и рукописных книг: Евангелия, Новый Завет, псалтири, часословы, требники, минеи, прологи, симфонии, синодики, книги Иоанна Златоуста, Григория Назианзина, книга Маргарит и другие. Отмечалось наличие «старонареченных» и «новонареченных книг». Знание священнослужителями нотной грамоты подтверждает наличие в монастыре нотных книг. Для того времени это было большой редкостью  и свидетельствовало о высокой образованности священников и монахов.

На службе в монастыре состояли: настоятель-игумен, иеромонах, монах, два дьяка, дьячок, пономарь и приказной служитель. Всем им полагалось жалование:  игумену – 50 рублей, 8 четвертей хлеба, «шесть концов китайки, двое сапоги и двое башмаки»,  иеромонаху – 6 рублей, 5 четвертей хлеба, «три конца китайки, одни сапоги, одни башмаки» [Там  же, л.4]. Однако в 1763 году денежное вознаграждение не выплачивалось.

Хозяйство монастыря было немалым: пятьдесят десятин пахотной земли; сенные угодья «по речкам Сергиной и Арзамасовой на 300 копен, да за Ундинским хребтом по речке Чистой на 2400 копен»; лесные угодья, где заготавливали сосну и лиственницу «для хоромного строения», а березу, черемуху и тальник «для мелких домовых надобностей»; табун лошадей в 355 голов, крупного рогатого скота 439 голов, овец и коз 446 голов [Там же, л.10 об.]. Имелись в хозяйстве и две мельницы, на которых мололи зерно для монастыря и для «разного чина людей» за плату. Часть этих денег ежегодно отчислялась в Нерчинскую воеводскую канцелярию. Однако к моменту проведения ревизии одна из мельниц была неисправна, из-за частых наводнений она была  «размыта» и ею не пользовались.

К монастырю были приписаны деревни: Дунаево, Черная, Каменная, Семеново, Матусово, Кирочинская и Шакшинская.

Всего за монастырем числилось 160 душ приписных крестьян. Все хозяйственные работы в монастыре  выполнялись крестьянами этих деревень. Из их числа ежегодно избирались: два казначея, два конюха, мельник, повар, скотники, табунщики, кожевник, стряпки «для доения скота на монастырскую потребу». Другие крестьяне назначались для работы в монастыре: портные,  шорники, водовозы, рыбаки, печники, пономари, игуменский повар и другие. Кроме них в монастыре «за монастырское пропитание» трудились «разного чина люди» до  пятнадцати человек. Они были заняты на разных работах «поденно и понедельно». Доходы монастыря были небольшими. Все приписные крестьяне платили в монастырскую казну до 1761 года по семьдесят копеек, а после Указа Правительствующего Сената от 22 января 1761 года стали платить по одному рублю семьдесят копеек [Там же, л.38]. Из этих денег «подушные по 70 копеек» по окончании  каждого года вносились в Нерчинскую воеводскую канцелярию, а «рублевые» оставались при монастыре. Поступали в казну монастыря и деньги от торговли скотом, дублеными кожами, чаем, обувью, тканью, свечами, соломой, сеном, овчинами и другими товарами.  В 1763 году в казне монастыря было 1059 рублей. Недостаток средств сказывался во всем: ветшали и не ремонтировались жилые и хозяйственные постройки, не выплачивалось жалование. В своем прошении, написанном в январе 1764 года «старостами и лучшими крестьянами» приписных деревень, они отказывались «брать в оброк монастырские земли», объясняя это бедностью большинства крестьянских хозяйств [Там же, л.40].

В феврале 1764 года Нерчинский Успенский монастырь был упразднен [Е.В. Дроботушенко, 2001, л.37]. Монастырские земли отошли крестьянам, скот был частично продан, а большая часть стада забита, имущество монастыря было распродано, частично расхищено [ГАЗК, ф.282, оп.1, д.125]. Просуществовал монастырь недолго, однако, занимаясь активной хозяйственной и миссионерской деятельностью, торговлей, благотворительностью и просвещением, внес большой вклад в освоение нашего края.

Т.П. Казакова


Разделы
41,95 KbПри перепечатке материалов сайта просьба указывать ссылку  на  www.chita-eparhia.ru
При цитировании материалов указывать автора
© Читинская и Краснокаменская Епархия.
Адрес: 672039, Россия,
г. Чита, ул. 9-го Января, 50.

Яндекс.Метрика