Читинская и Краснокаменская епархия
Главная / Епархия / Храмы епархии / Недействующие и разрушенные храмы / Домовые храмы Читы
  Правящий архиерей
  
  
 
  Новости Патриархии
  
  
 
  Новости епархии
  
 
  Епархия
  
  
  
  
  
  
 
  Церковная жизнь
 
  Анонсы
  
 
  Библиотека
  
  
  
  
 
  Образование
  
  
  
  
  
  
  
 
  Газета “Православное Забайкалье”
 
  Видеостудия “СЛОВО”
 
  Святые места и святыни Забайкалья
  
  
  
 
  Общение
  
  
 
  Документы
 
  О вере Православной
 
  Экскурсии, паломничество
 
  Поиск по сайту


Полезные статьи

Домовые храмы Читы

Домовые церкви обычно строились при учебных заведениях или помещались непосредственно в зданиях, о чем говорит их название. Нередко над зданием возводили купол и устанавливали крест. Источники указывают разное количество домовых церквей в Чите до революции: пять (А.И. Попов, В.Г. Лобанов), шесть (В.Ф. Немеров). Но, видимо, кроме собственно домовых церквей в Чите были и такие, которые по своему значению к ним приближались. Всего их было не менее десяти.

Долгое время забайкальские церкви управлялись духовной консисторией Иркутской епархии. К концу 1880-х годов количество церквей в губернии быстро увеличивалось, и возникла необходимость создания духовного самоуправления. В 1889 году в комплексе зданий для канцелярии и служб создающейся Забайкальской епархии имелось каменное здание Андреевской Крестовой церкви при Архиерейском доме на Зейской улице (ныне ул. Чайковского).

Архиерейский дом и храм был основан «в Богоспасаемом граде Чите в 26 день Сентября 1884 г.» в честь и память Святого Апостола Андрея Первозванного и Святителя Иннокентия, епископа Иркутского, чудотворца, о чем свидетельствовала надпись на чугунной доске, прикрепленной слева от входа на западной наружной стене церкви.

Церковь построена по плану корабля. К колокольне примыкает двухэтажное помещение покоев Преосвященного. Андреевская Крестовая церковь освящена 26 августа 1890 года.

После расширения в 1900 году в ней был устроен мемориальный уголок с подлинными предметами, принадлежавшими Преосвященному Святителю Иннокентию, первому епископу Иркутскому и Нерчинскому. Имеются сообщения, что основу его составляли иконы Спасителя и Богоматери. Обе древнего темного письма, без риз, только с золочеными венчиками, вправлены в золоченые рамки с рукоятками в нижней части для ношения в качестве запрестольных образов. На тыльной стороне обеих икон сделана надпись, переходящая с одной на другую: «Эта икона подарена Селенгинскому купцу Челнокову, у которого Св. Иннокентий квартировал в бытность в Селенгинске». Имелись в церкви частицы Святых мощей и Животворящего Креста Господня. Также в церкви хранилось несколько икон, полученных из Иргенского миссионерского стана: «пророков, праотцов и др.», находящихся на северной стороне церкви.

Об иконе «страсти Господни» — 2 иконы в одном киоте — известно, что написана она была самим Святителем Иннокентием Иркутским в домашней мастерской и подарена сапожнику Колодкину из Староселенгинска.

Центральное место занимает икона-портрет Святителя Иннокентия Иркутского, писанная при жизни Святителя его иеродиаконом и подаренная селенгинским купцом Старцевым первому Забайкальскому епископу Преосвященному Георгию, привезена в Читу в 1896 году.

Здесь же размещались покои епископа Забайкальского и Нерчинского, а также церковное Братство Кирилла и Мефодия со складом книг и свечей.

С 1907 года Андреевская Крестовая церковь стала исполнять функции собора: в ней совершались все торжественные богослужения, близ нее проходили парады войск.

В советское время в помещении Андреевской церкви размещался кинотеатр «Комсомолец». В настоящее время на этом месте находится здание областной администрации.

В 1903 г. построено двухэтажное каменное здание на территории Архиерейской церкви для переехавшего в 1880 в Читу Миссионерского училища (с переводом резиденции миссии). Автором проекта стал архитектор Ф.Е. Пономарев.

Управлял Миссионерским училищем совет преподавателей под председательством инспектора. В 1907 году преподавателей было семь человек, а также двое служащих — врач и эконом в сане диакона, который вместе с этим исполнял обязанности диакона в домовой церкви училища.

Кроме общеобязательных дисциплин низшей школы в Миссионерском училище преподавались и специальные предметы: педагогические (дидактика и методика) и миссионерские (этнография Забайкальских инородцев, учения шаманизма и ламаизма и их обличение, а также история православного миссионерства).

Все успешно окончившие четыре класса и сдавшие экзамены получали звание учителя одноклассной церковно-приходской школы и, в случае поступления их на учительскую должность, освобождались от воинской повинности.

16 мая 1907 года была совершена закладка здания Центрального Миссионерского училища. Новое здание было построено в течение 1907 года на углу улиц Зейской (Чайковского) и Софийской (Бутина), рядом с Архиерейским домом.

Первый этаж его был каменный, а второй деревянный. В здании разместили пансион и школу, а также две квартиры — для заведующего и учителя. Во втором этаже была устроена домовая Преображенская церковь, настоятелем которой был назначен о. Епифаний Кузнецов, 29 апреля 1907 г. возведенный Преосвященным Мефодием, епископом Забайкальским, в сан протоиерея. Крещеные отцом Епифанием корейцы и китайцы прозывались «Епифанцевыми». Крещение проводилось и в реке Читинке.

В 1912 году в помещении церкви была сделана роспись и написаны иконы. Для этой цели был приглашен иркутский художник Щербаков. В апреле этого же года Святейший Синод выделил Миссионерскому училищу иконостас. 4 июля 1912 года на колокольню был поднят полный звон колоколов в «минорном» тоне. Колокола были отлиты на известном заводе Самгина.

С 1911 по 1921 г. на втором этаже Миссионерского училища, благодаря инициативе Братства Кирилла и Мефодия, находился единственный в городе приют подкидышей и бездомных детей.

В 1973 году снесли Архиерейский квартал (начало сноса — взрыв в 1936 г. Александро-Невского собора) при строительстве здания Читинского обкома КПСС и формировании центральной площади Читы. Многие годы здание Миссионерского училища использовалось под поликлинику Центрального района города Читы. В 1995 году оно было передано Читинско-Забайкальской епархии.

Читинская Свято-Антониевская, при мужской гимназии. 6 мая 1891 г. состоялась торжественная закладка церкви, произведенная Преосвященнейшим Макарием (Дарским), епископом Селенгинским, начальником Забайкальской Духовной миссии. Большую работу провел законоучитель священник И.В. Корелин. Церковь небольшая, деревянная, в русском стиле, типа сельских приходских церквей. Построена в виде креста из соснового леса на высоком каменном фундаменте. Довольно высокая, светлая внутри, стены выкрашены масляною краскою, теплая. Имелись хоры для певчих, которые отбирались очень тщательно и отличались хорошо поставленными голосами. Расположена в ограде гимназического сада, вмещала 275 богомольцев. Вход с Николаевской (Ленинградской) улицы.

Освящена 22 сентября 1891 года Преосвященным Макарием, епископом Селенгинским, во имя Св. Антония Римлянина, Антония Дымского и Антония Великого.

Антониевская церковь служила гимназистам до 1925 года. Впоследствии службы в ней не было, а в 1927 году церковь снесли до основания. Разобрали даже фундамент, и пустили камень на замощение Ленинградской улицы.

22 октября 1895 года по Указу Св. Синода в составе одного класса открыто Епархиальное женское училище. Сначала училище располагалось в деревянном здании епархиальной библиотеки. Впоследствии для него построено каменное двухэтажное здание на улице Троицкосавской (им. Балябина), № 48. Первоначально изучались Закон Божий, российская словесность, математика и иностранные языки. Нормального шестиклассного состава училище достигло в 1901 году, а в 1907 году в нем уже обучалось 125 учениц, из которых 108 были дочерьми священников. При училище работала Введенская церковь.

В первые советские годы Епархиальное училище было расформировано. В 1922 году в каменном двухэтажном здании разместили Губернскую милицейскую школу и Губернскую Часть Особого Назначения. В конце 1927 года здесь был организован Педагогический техникум. С 1937 года здание было занято школой № 9.

22 октября 1900 года недалеко от епархиального училища в составе подготовительного и 1-го классов открыта учительская семинария с целью подготовки сельского учителя начальных классов. Двухэтажное каменное здание семинарии было построено в 1903 году по проекту архитектора Г.В. Никитина. Оно возведено из красного кирпича и без особых мелких украшений. В нем привлекает внимание огромные высокие полуциркулярные арки над окнами второго этажа. Сегодня здание много потеряло из-за отсутствия башенки над помещением домовой церкви.

Церковь была освящена во имя Трех Святителей и занятия ежедневно начинались с утренней молитвы. Первое место в программе обучения занимал Закон Божий. Изучали в семинарии педагогику и дидактику, русский язык, церковно-славянский язык, бурятский язык, математику (арифметика, алгебра, геометрия, землеметрия), историю, географию, естествоведение и гигиену, физику, чистописание, рисование и черчение, практические занятия в преподавании, пение, гимнастику, ручной труд. Окончившие семинарию получали права сельского учителя, и после двух лет работы имели право поступить в учительский институт.

Сейчас в здании бывшей учительской семинарии находится средняя школа № 3.

В 1909 году по проекту архитектора Ф.Е. Понамарева было построено новое здание женской гимназии (первоначально гимназия находилась в двухэтажном деревянном здании по ул. Иркутской — ныне Полины Осипенко). Корпус занял участок между улицами Уссурийской (Чкалова), Бульварной (Бабушкина) и Софийской (Бутина). Он имеет два этажа с высокими арочными окнами, пять из которых одновременно служат балконными дверями, и три купольных чердака. Центральная часть фасада здания украшена шестью ложными колоннами, над которыми в годы существования учебного заведения располагалась лепная надпись «Первая женская гимназия». Видимо, в центре здания на втором этаже и была устроена домовая церковь Святой великомученицы царицы Александры. Сегодня в здании бывшей Первой женской гимназии расположены исторический и филологический факультеты Забайкальского государственного педагогического университета (ул. Чкалова, 140).

Читинская Николаевская церковь имелась при ремесленном училище, построенном в 1897 году на углу улиц Амурской и Николаевской (Профсоюзной) благодаря содействию Николая II и носившем его имя. Училище работало до 1920 года, потом в доме менялись разные арендаторы. С 1940 года каменное здание училища занял Читинский областной суд и юридическая консультация, а также Читинская коллегия адвокатов. И сейчас дом по ул. Амурской, 83 занимают юристы.

Была церковь при здании тюрьмы — Преображенская тюремная церковь. Здание деревянное в русском стиле, без колокольни, одноэтажное. Церковь построена на добровольные пожертвования в 1875 году как часовня, а в 1885 году, после пристройки алтаря, преобразована в церковь.

Лагерная церковь во имя святителя Терентия была возведена на средства воинов в 1894 году на месте летних сборов войск на реке Читинке, напротив Архиерейской заимки.

В 1902 году по дороге на Каштак на Архиерейской заимке начала работать Петро-Павловская церковь.

При Забайкальском епархиальном церковном Братстве Святых Кирилла и Мефодия (здание оборудовано в 1914 году) имелась домовая церковь во имя Царицы Небесной, всех Скорбящих Радости. Здание Братства каменное, двухэтажное, находилось между Троицкосавской и Угданской, Степной и Лагерной улицами.

Слободская Воскресеновская церковь-школа была построена в 1900 году на Лагерной (им. Шилова) улице на добровольные пожертвования прихожан. Здание деревянное, кровля железная. Колокольня отдельная, временная, 4-стенная. При церкви имелось Воскресенское приходское училище.

Имеются свидетельства, что домовая церковь имелась в Духовной семинарии, корпуса которой во время атамана Г.М. Семенова занимало Читинское военное (юнкерское) училище. Усадьба семинарии располагалась от угла бывшей Николаевской (Горького) и Угданской улиц. Сейчас дома Духовной семинарии занимает военный госпиталь.

В наши дни активно открываются храмы при учебных заведениях, но пока это происходит только в столичных городах. Епископ Тихвинский Константин, профессор, ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии во время пребывания в нашем городе рассказал, что в Санкт-Петербурге имеется 11 студенческих приходов. Внутри крупных вузов города основаны храмы — во имя святых апостолов Петра и Павла (Сант-Петербургский государственный университет), Покрова Пресвятой Богородицы (Российский государственный педагогический университет). Владыка Константин высказал надежду, что и забайкальские учебные заведения последуют примеру центральных вузов страны в деле духовного окормления студентов.

Сергей АВДЕЕВ

Использованы материалы краеведов

В.Г. Лобанова, В.Ф. Немерова, А.И. Попова.


Разделы
41,95 KbПри перепечатке материалов сайта просьба указывать ссылку  на  www.chita-eparhia.ru
При цитировании материалов указывать автора
© Читинская и Краснокаменская Епархия.
Адрес: 672039, Россия,
г. Чита, ул. 9-го Января, 50.

Яндекс.Метрика