Анастасия Ковалева "Икона Божией Матери "Споручница грешных" - покровительница Сибири"
10.06.2007
Издревле на Руси особо почитались иконы. Большинство древнерусских икон, являлись либо чудотворными, либо списками с чудотворных икон. Что означает смысл словосочетания — чудотворная икона? Для каждого иконописца по сей день очень важен тот аспект, что в своем произведении, он изображает не просто Образ Христа или Его Пречистой Матери, но стремится приблизиться к чудотворному прототипу, к самому Первообразу. Так с точки зрения Церкви, потенциальная возможность в чуде заключена в любой иконе. Об этом ясно говорится в чине освящения, но только избранные иконы получают дар чудотворения. Критерий для этого один — само чудо. Чудом можно назвать, например, исцеление, которое получают люди, после молитвы перед этой иконой.
Свою милость и заботу особо Царица Небесная проявляет в тех уголках земли, где души людские более всего нуждаются в прикосновении благодати Божией.
«Полуденный край Сибири», как называли Забайкалье в XVIII-XIX веках, край каторги и ссылки, стал местом, ознаменовавшимся особой милостью Божией Матери.
Именно «Споручница грешных» прибыла в Землю Сибирскую.
Образ этот является общеизвестным. Впервые прославление иконы «Споручница грешных» началось в Николаевском Одрине мужском монастыре Орловской губернии в 1844 году в связи с исцелением от припадков двухлетнего мальчика и другими чудесными знамениями.
В 1846 году список этой иконы, привезенный в Москву иеросхимонахом Смарагдом в дар от игумена Серапиона известному благотворителю подполковнику Дмитрию Николаевичу Бонческулу, также прославился множеством чудес сначала на квартире у странноприимца, а затем в Николо-Хамовническом храме. Благодать, исходящая от иконы, кроме других чудо творений, останавливала эпидемию холеры в то время, когда надежда на спасение угасала в сердцах москвичей.
Примечательно, что Царица Небесная в ночь под Великую субботу 1848 года в сонном видении явилась Бонческулу и через некоего «духовного человека» повелела не делать ризы на икону «Споручница грешных», а сделать ее на образ Николая Чудотворца. Возможно, Матерь Божия, предвидя оскудение веры у русского народа, таким образом сохранила от поругания великую святыню.
В феврале 1854 года Дмитрий Николаевич Бонческул прислал через кяхтинского купца Луку Тимофеевича Молчанова список с иконы Божией Матери "Споручницы грешных" в Троицкий собор города Троицкосавска (Кяхты). В своем письме, направленном в Троицкосавск по этому поводу, Дмитрий Николаевич писал: "Есть много случаев, которых ум человеческий не может постигнуть. Воля Господа Бога Живаго совершается там, где Ему благоугодно. По той непостижимой для нас смертных воле, было мне видение во сне — поставить копию с чудотворной иконы "Споручницы грешных" в ваш Троицкий собор. Я видел огненный столп над сим храмом, простершийся от купола храмового до небес, и был мне глас от стоящего близ меня чернеца, чтобы икону "Споручницы грешных" я внес в храм этот. Я спросил, что это за храм, и в ответ сказано было: "Это — Троицкосавский собор".
Уже в письме, отправленном Бонческулу 14 июня, житель Троицкосавска, смотритель местной таможни Н.И. Оглоблин, писал о чудесных знамениях, многочисленных чудесах, исходящих от иконы Божией Матери, и дивном свете, воссиявшем от нее в ночь на Светлое Христово Воскресение.
В Троицкосавске происходило нечто подобное московским событиям 1848 года: народ собирался возле собора, простаивая целые ночи в молитве. Свет то исчезал, то возгорался вновь, и множество жителей города и его окрестностей были свидетелями этого необычайного благодатного явления.
Знаменательно то, что исцеления простирались не только на православных христиан, но и на бурят-язычников. Почитание иконы распространилось по всей Сибирской Земле. Люди получали исцеления не только от различных болезней телесных, но и от беснования, тяжелых душевных расстройств, сумасшествия и уныния. К Бонческулу стали поступать многочисленные просьбы о присылке новых списков с Московской иконы. Им были присланы копии с прославившегося в Хамовниках образа для Никольской церкви города Троицкосавска, для Усть-Кяхтинской Тихвинской, для Верхнеудинской Троицкой, Карацайской Вознесенской и других церквей.
В домах сибиряков стали появляться иконы Божией Матери «Споручницы грешных». На границе русских владений даже установили скульптурное изображение «Споручницы». Известно, что преподобный Варлаам Чикойский получил список этой иконы в дар от троицкосавских купцов. В честь этого образа позже будет воздвигнут храм в Иоанно-Предтеченском Чикойском монастыре, а также в селе Тарбагатай Хоринского района.
Икона была поставлена в бронзовом золоченом киоте, пожертвованном тем же Немчиновым, между двумя приделами: Святителя Иннокентия Иркутского чудотворца (по северной стороне) и «Споручницы грешных» (по южной). К сожалению, после закрытия собора, на основании акта ликвидационной комиссии, 9 июля 1929 года икону Божией Матери конфисковали. О том, где находится эта чудотворная икона, в настоящее время нет сведений.
Известно только, что копия с нее находится в одном из музеев города Кяхты. Известно, что икона «Споручницы грешных» в Свято-Воскресенском храме города Читы является копией чудотворного образа, так как размеры ее полностью совпадают с оригиналом. Возможно, что этот список был ранее в Иоанно-Предтеченском монастыре.
Известен случай, произошедший уже в наше время, но, к сожалению, нет точных сведений о человеке, поведавшем о нем.
Одна благочестивая женщина, проводившая на фронт двух сыновей, ежедневно молилась перед образом «Споручницы грешных», что в Свято-Воскресенском храме. Получив известие об их гибели, мать не переставала надеяться на милость Царицы Небесной и не прекращала своих горячих молитв. По окончании войны сыновья вернулись в родной дом невредимыми. В благодарность женщина украсила икону своими подвесками, которые и сейчас можно на ней увидеть.
Православные сибиряки верят, что земля наша не будет оставлена без всесильного заступничества Пресвятой Богородицы, так как Она стала поручительницей за каждого жителя Забайкалья перед Своим Сыном, прося дать для него возможность раскаяться.
Об этой милости свидетельствуют слова, вписанные в свитки, изображенные на иконе: «Да тии, иже радость выну Мне приносят, радоватися вечно чрез Меня испросят».
Внимание! При
использовании материалов просьба указывать ссылку: «Читинская и Краснокаменская епархия», а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: chita-eparhia.ru
Все новости раздела
|