Читинская и Краснокаменская епархия
Главная / Библиотека / Статьи / Великий покаянный канон прп. Андрея Критского
  Правящий архиерей
  
  
 
  Новости Патриархии
  
  
 
  Новости епархии
  
 
  Епархия
  
  
  
  
  
  
 
  Церковная жизнь
 
  Анонсы
  
 
  Библиотека
  
  
  
  
 
  Образование
  
  
  
  
  
  
  
 
  Газета “Православное Забайкалье”
 
  Видеостудия “СЛОВО”
 
  Святые места и святыни Забайкалья
  
  
  
 
  Общение
  
  
 
  Документы
 
  О вере Православной
 
  Экскурсии, паломничество
 
  Поиск по сайту


Полезные статьи

Великий покаянный канон прп. Андрея Критского

ТЕКСТЫ ВЕЛИКОГО КАНОНА:

ПОНЕДЕЛЬНИК ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

ВТОРНИК ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

СРЕДА ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

ЧЕТВЕРГ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
 

ВЕЛИКИЙ ПОКАЯННЫЙ КАНОН И ЕГО ТВОРЕЦ, ПРЕПОДОБНЫЙ АНДРЕЙ, АРХИЕПИСКОП  КРИТСКИЙ.

На Великом повечерии Понедельника, Вторника, Среды и Четверга первой седмицы  Великого поста поется и читается по частям, а на утрене Четверга пятой  седмицы того же поста в полном составе Великий покаянный, или как его еще  называют, умилительный канон. Он читается за великопостным богослужением в  храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается верующими также, как и тогда,  когда был написан преподобным песнотворцем. "Мистагог покаяния", т. е. тот,  кто заботливо учит, открывает тайны покаяния, - так называет святого Андрея,  составившего сей канон, Православная Церковь.
Великий канон состоит из 250 тропарей, и великим именуется не только по  необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте  мыслей и силе их выражения. В нем мы созерцаем события, описанные Священным  Писанием Ветхого и Нового Завета, в духовном свете. В тропарях канона,  персонажи священной истории, то представляют нам высокие образцы святой  жизни, то, примерами своего глубокого падения, побуждают нас к строгому  трезвению. Ум человека, слушающего сей канон, видит в нем высокие духовные  истины, осуществленные в жизни ветхозаветных патриархов, судей, царей и  пророков, поучается им в евангельских притчах, а сердце, жаждущее спасения,  то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается стойким упованием  на Бога, всегда готового принять грешника.
Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Покаяние святого Андрея глубокое и  искреннее. Через весь канон проходит одна мысль, повторяющаяся во всех его  песнях: "Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе, (Господи), но  смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен". "Благоутробен" -  значит милостив и милосерд так, как Мать, которая как бы всей утробой, всем  существом своим, жалеет ребенка и любит его всем своим сердцем. Чем ближе  человек к Богу, тем больше видит свои грехи. Этому учит нас в своем каноне  святой Андрей Критский.
Весь Ветхий Завет предстает перед нами в тропарях канона, как школа  покаяния. Показывая добродетели и подвиги святых, святой не забывает и о  злых и жестоких делах, побуждая нас подражать добрым и отвращаться злых. Но  в Великом каноне есть не только примеры из Священного Писания, есть здесь и  увещание душе, рассуждения, молитвы. Как будто старец, исполненный  сострадания и любви, берет нас за руку и вводит в свою келью, чтобы  собеседовать с нами, рассказывать, делиться своим опытом, и, вместе с нами,  смиренно и горячо молиться.
Почему Святая Церковь в первые дни Великого поста предлагает нам именно эти  песнопения? Потому, что пост - это время покаяния и очищения, а канон  преподобного Андрея весь и направлен к тому, чтобы пробудить человеческую  душу от греховного усыпления, раскрыть перед ней пагубность греховного  состояния, подвигнуть к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, к  отвращению от грехов и к исправлению жития.
Творец этого, столь любимого православными людьми Великого канона,  преподобный Андрей, архиепископ Критский родился в городе Дамаске около 660  года в семье благочестивых христиан Георгия и Григории. Из свидетельств о  раннем детстве святого известно, что до семи лет его считали немым, т. к. до  этого времени он не произнес ни одного слова. Когда же, по достижении  семилетнего возраста, он причастился в церкви божественных Таин Тела и Крови  Христовых, немота его разрешилась и он стал говорить. После этого явленного  чуда родители отдали свое чадо постигать премудрость божественных книг. На  четырнадцатом году жизни, святой Андрей, был приведен родителями в Иерусалим  для служения Богу в монастыре Братства Гроба Господня. По пострижении в  монашество святой Андрей был назначен нотарием, т. е. секретарем,  Иерусалимской патриархии, как человек весьма разумный. Он проводил  добродетельную жизнь, подвизаясь в целомудрии, воздержании и кротости, так  что ему дивился даже и сам иерусалимский патриарх. После 681 года, когда в  Константинополе происходили заседания Шестого Вселенского Собора, святой  Андрей, состоявший тогда в архидиаконском сане, вместе с двумя  старцами-монахами, был послан в византийскую столицу от лица своего  патриарха, чтобы представить императору документы, подтверждающие полное  согласие с решениями Собора всей полноты Иерусалимской Православной церкви,  находившейся тогда под мусульманским игом.
После окончания Собора старцы-монахи возвратились обратно в Иерусалим, а  Андрей, сделавшись известным, своей книжной премудростью и глубоким знанием  догматов Церкви, императору и святым отцам, был оставлен в Константинополе,  получив навсегда прозвище "Иерусалимита", т. е. "Иерусалимлянина".
В столице Империи он получил послушание возглавить Дом для сирот при Великой  церкви Святой Софии с зачислением в клир главного храма Византии.
20 лет служил он в сане диакона и трудился в Доме сирот, проявляя должную  заботливость и попечение. Здесь же, в Константинополе, он начал слагать свои  дивные песнопения, которыми богато украсил литургическое наследие Святой  Церкви.
После двадцатилетнего диаконского служения святой Андрей был рукоположен в  епископский сан и назначен на самую далекую кафедру империи - остров Крит,  где за свои усердные труды был удостоен титула архиепископа. Здесь он был  светильником миру, просвещающим Христову Церковь богодухновенным учением и  добродетельной жизнью. Святой пастырь критский строил храмы Божии , а также  дома для сирот и престарелых. Для своей паствы он был любящим отцом,  неустанно проповедующим и, молитвами своими, отражающий все напасти и  невзгоды, а для еретиков являлся непреклонным обличителем и грозой. Не  оставлял святой Андрей и трудов по составлению церковных песнопений.
Несколько раз святитель, оставив Крит, посещал Константинополь, где виделся  с патриархом и императором, а также с близкими ему людьми. Там же выступил  он в защиту святых икон, когда в Византии началось иконоборчество. В свое  последнее посещение столицы, святой Андрей, почувствовав приближение скорой  кончины, простился со своими друзьями. По дороге на Крит он сильно заболел.  Тяжелый недуг заставил его остановиться на острове Митилина в городке Ерессо,  где святой и скончался 4 июля около 740 года. В этот же день Святая Церковь  и доныне совершает его память.
Святитель Андрей Критский первый стал писать богослужебные каноны. Его перу  принадлежат каноны на все двунадесятые праздники (кроме Введения во храм  Пресвятой Богородицы, т. к. в его время этот праздник отдельно не  праздновался). Великопостное богослужение, кроме Великого канона, было  украшено и другими творениями святого песнописца. В рукописях сохранились  каноны Недели Ваий, трипеснцы всех дней Страстной седмицы, включая и Великий  Пяток. В Великую Субботу исполнялся четверопеснец святого Андрея, к которому  позднее присоединяли свои четверопеснцы и каноны св. Косма Маюмский, инокиня  Кассия, епископ Марк Отрантский. По количеству оригинальных мелодий-напевов  святой Андрей превосходит даже столь великого песнописца, как преподобный  Иоанн Дамаскин. Составляя Октоих, святой Иоанн вносил в него ирмосы и напевы  святителя Андрея Критского. 


Разделы
41,95 KbПри перепечатке материалов сайта просьба указывать ссылку  на  www.chita-eparhia.ru
При цитировании материалов указывать автора
© Читинская и Краснокаменская Епархия.
Адрес: 672039, Россия,
г. Чита, ул. 9-го Января, 50.

Яндекс.Метрика