Священномученик Арсений Ростовский
(доклад, прочитанный на научно-практической конференции «Иннокентьевские чтения» 6 ноября 2003 года, г. Чита)
Священномученик Арсений (в миру Александр Иванович Мацеевич) родился в 1697 году во Владимире Волынском, входившем в состав Речи Посполитой. Его отец происходил из поляков и был православным священником. Образование Александр Мацеевич получил в местной духовной школе, затем учился во Львовской академии в школе риторики. В 1715 году он поехал в Россию, в Киев, где поступил в духовную академию. В 1716 году девятнадцатилетний Александр был направлен в Черниговскую епархию, в Новгород-Северский Спасский монастырь в качестве проповедника, где был пострижен его в монашество с именем Арсений. [2, с. 4]
В 1717 году монах Арсений был послан к Преосвященному Антонию (Стаховскому), архиепископу Черниговскому, и рукоположен во иеродиакона. В 1718 году иеродиакон Арсений вновь поступил в Киевскую академию “для слушания философии и богословия”. В 1723 году он был посвящен в иеромонахи в Киевском Софийском соборе. Окончив слушание академических наук в 1726 году, он был проповедником в Киеве. [там же]
В конце 1729 года отец Арсений вернулся обратно в Черниговскую епархию. Его друг и покровитель владыка Антоний, ставший к этому времени митрополитом Тобольским и Сибирским, вскоре вызвал его из Черниговской епархии в Сибирскую “для проповеди Слова Божия”. [2, с. 5]
В Тобольске иеромонах Арсений прожил два года при доме митрополита. Он много проповедовал, а также занимался обучением ставленников. В начале 1733 года митрополит Тобольский благословил его ехать обратно в Чернигов - в Спасский монастырь. Отец Арсений поехал старым сибирским путем через Устюг Великий, откуда отправился в Холмогоры к Преосвященному Герману, архиепископу Архангелогородскому и Холмогорскому. [там же]
В июне 1734 года в Архангельске была снаряжена Северная Морская экспедиция по реке Оби для открытия морского пути из России на Камчатку (один из многих отрядов, участвовавших в Великой Северной экспедиции (1733-1743), которой руководил В. Беринг). В состав экспедиции требовался ученый иеромонах. Архангельский архиепископ предложил отцу Арсению эту должность. Он согласился и совершил четыре северные экспедиции (в 1734, 1735, 1736 и 1737 годах). После четвертой экспедиции иеромонах Арсений подал прошение об увольнении, так как во время путешествий у него началась цинга, мучившая его до конца жизни. В 1738 году Арсений представлен на должность законоучителя в сухопутном Кадетском корпусе в Санкт-Петербурге. [2, с.6]
В 1740 году освободилась архиерейская кафедра в Тобольске. Назначение на нее отца Арсения состоялось 10 марта 1741 года, а посвящен в сан митрополита он был 26 марта 1741 года. Митрополит Арсений прибыл в Тобольск 18 декабря 1741 года. До нас дошла его переписка с государственными органами, которая как нельзя лучше характеризует деятельность архипастыря в Сибири и саму личность владыки.
По вопросу о неприкосновенности духовенства светскому суду (в т. ч. из-за принуждений к нарушению тайны исповеди) он вступил в острый конфликт с Томским воеводой Миклашевским и губернатором Шиповым. В своих донесениях в Синод митрополит Арсений сообщал о чинимых воеводскими властями препятствиях в деле крещения вогулов, о злоупотреблениях со стороны канцелярии Главного правления Сибирских и Казанских заводов в отношении к духовенству. [5, с. 388]
При этом святитель указывал на непорядки, происходящие от корыстолюбивых сибирских чиновников, как они “бедное священство гоняют, куют и бьют, яко злодеев, и преследуют без меры, не яко о правде пекущеся, но яко сами, любоимения страстью одержимы сущи, ищут себе всякими неправедными вымыслами приобретения”. Неуместное вмешательство светских властей, по мнению митрополита Арсения, неблагоприятно отзывалось и на деле обращения инородцев: “волостные церкви пустуют, а новокрещеные наставления лишаются не от нашего архиерейского какого нерадения, но от гонения неразсудных светских командиров, которые из своих происков не веру святую и православие утверждают, но и приобретенное духовными пастырями великим трудом и коштом вовсе тщатся уничтожить на едино поругание нашему святому православию”.
В апреле 1742 года, уже в Москве, митрополит Арсений сообщил Синоду, что в его канцелярии имеется донесение на местного воеводу за то, что допустил ряд злоупотреблений в отношении крещеных татар. Владыка требовал от Синода решительного вмешательства в это дело, тем более, что инородцы могут быть “устрашены и утверждены светскими злоковарными, неправедными, лихоимственными следствиями и не будут иметь охоты к Святому крещению” [2, с. 8].
10 февраля 1742 года митрополит Арсений отбыл в Москву на коронацию императрицы Елизаветы Петровны, где получил указ о назначении в члены Синода с одновременным переводом на Ростовскую кафедру. [4, с. 111].
В марте 1763 года митрополит Ростовский и Ярославский Арсений был арестован и осужден за протесты против политики императрицы Екатерины II по секуляризации церковных имуществ. В 1767 году лишенный сана митрополит, находившийся в ссылке в Николо-Корельском монастыре под Архангельском, повторно осужден, лишен монашества и под именем Андрея Враля заключен в Ревельскую крепость. Скончался страдалец 28 февраля 1772. Погребен при ревельской церкви Святителя Николая. [4, с. 123-124]
Удивительно, что в Забайкалье до революции страдальца митрополита Арсения почитали не меньше, чем в далекой Эстонии, на месте погребения. В Верхнеудинске (Улан-Удэ) существовала даже его мнимая могила.
«Среди народа составилось убеждение, что из Архангельска Арсения везли в отдаленную Сибирь, «в Камчедалы». Всевозможным толкам об этом содействовало самое старание правительства скрыть Арсения от всех, – чтобы и самые конвойные не знали, куда они везут его.
Арсений «якобы увезен был в Иркутск, был в Вознесенском монастыре, потом за Байкалом в Троицком, – после в нерчинском, оттуда повезли его в Россию. Говорили, что его возвращают, но на дороге, в июле месяце, за 170 верст не доезжая до Верхнеудинска, у казака, провожавшего его, он выпросился вымыться в озере и надел чистую рубашку, а старую бросил в воду, помолился на коленях долго, пришел к телеге, подарил казаку молитвенник, надписанный его рукою, и рубль серебряный, сказав, что до Верхнеудинска ему не доехать, и просил поминать несчастного монаха Арсения. – Я чувствую себя плохо, говорил он, скоро умру; похороните меня на том месте, где остановятся кони. – И поехали-де, но на первую станцию привезли его уже испустившего дух и когда мертвого в Верхнеудинск привезли, то поставили в Преображенскую церковь и, как важного арестанта, без указа не смели хоронить, послали в Иркутск к архиерею и губернатору за 320 верст: и он (Арсений) в поле около 25 дней лежал в жары и не повредился; и много чудес было: били в набат ночью не один раз, и народ сбегался, будто церковь горит, а иные звезду над церковью видели. Тело его предали земле на общем кладбище на горе у креста; и народ с благоговением провожал, и род голбца каменного сделал над ним купец серебряник, а ныне прекрасная часовня сооружена вдовой Шевелевой».
Так называемая «могила Арсения Мацеевича» находится на горе у Троицы в Забайкалье, по тракту в Нерчинск. Над нею ежегодно, 8 мая, совершаются церковная служба и панихиды, здесь «много всегда бывает народу» и местного, и проезжающего. Теперь могилу Арсения украшает пятиглавая, похожая на часовню, церковь, во имя святого Арсения Великого, построенная вдовой Шевелевой. Муж ее, купец Шевелев, за неосторожно сказанное слово, был арестован при императоре Павле I и отправлен в Иркутск. Здесь, будучи в тяжелой неизвестности о том, что его ожидает, дал обещание построить над «могилою Арсения» часовню, если избавится от беды. В построенной им часовне, под самою предполагаемою могилою страдальца, находится икона преподобного Арсения Великого, молящегося пред распятием, хорошего письма, 32х27 сантиметров, написанная на жести масляными красками. На оборотной стороне иконы значится: «на месте сем погребен в 1771 году смиренный иеромонах Арсений, бывший митрополит ростовский и ярославский, и сего достоинства лишен»; сверху написано: «в прикладе к Троицкой церкви», а снизу: «преподобного Арсения Великого празднуем в день 8 мая, писан 1815 года иждивением купца Логина Саватиева Орлова». В народе ходят слухи, что в ночное время там виднеется звезда, что здесь над молящимися совершаются необыкновенные явления.
Вообще, сибирякам хотелось иметь убеждение, что прах Арсения Мацеевича находится у них и что это вопрос не праздный, но запутанный.» [3, с. 270-273]
«В былые годы заказных обеден по усопшему бывало много, богомольцы стекались в большом количестве и усердно и горячо молились о упокоении в скиниях праведных раба Божия Митрополита Арсения… Верхнеудинский старожил купец Орлов объяснял, что многие из городских жителей в болезнях брали с могилы Арсения землю и, разводя в теплой воде, поили ею детей которые и выздоравливали. Народное воображение засвидетельствовало и то, что над могилой Арсения, в ночное время, виднелась горящая свеча». [7, с. 36]
На месте кончины арестанта в 5 верстах от Верхнеудинска, в районе Стрелки была поставлена часовня в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных», куда ежегодно в 9-ю пятницу по Пасхе совершался Крестный ход и было народное гулянье. [там же]
Арсения считает своим вся Россия. Митрополит Ростовский Арсений принадлежит к замечательнейшим иерархам Русской Церкви XVIII века. Он последовательно, невзирая ни на что, старался воплотить свое понимание интересов Церкви в жизнь, и на этом пути Господь сподобил престарелого иерарха креста мученичества. Смиренно претерпев все испытания: неправедный суд, клевету, гонения, ссылку, тюремное заключение, он сподобился от Бога дара прозорливости и чудотворений.
Освященный Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в августе 2000 года определил причислить к лику святых для общецерковного почитания священномученика Арсения Ростовского (Мацеевича, 1697 - 1772 г.г.) – «ревностного святителя Церкви, принявшего мученическую смерть за Христа и его Церковь, почитаемого народом Божиим за смиренное перенесение скорбей и нестяжательность». [1]
Святитель Арсений с полным правом должен почитаться небесным покровителем земли Сибирской, хотя его имя пока еще не включено в список Собора Сибирских святых, что можно объяснить только недосмотром, потому что и в Собор святых Ростово-Ярославских оно также не вписано. [6, с. 109] Имя святителя Димитрия Ростовского включено в состав Собора Сибирских святых, потому что он был поставлен Митрополитом Тобольским (хотя на кафедре и не был) и почитается в Сибири. Святитель же Арсений Ростовский много лет провел в Сибири, будучи в том числе Митрополитом Тобольским, и также пользовался здесь почитанием.
Священник Роман Витюк.
Источники:
1. Деяния Освященного Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, М., 2000.
2. «Житие священномученика Арсения», Ростов Великий, 2001.
3. Попов М., священник, «Изгнанный правды ради», М., 2001.
4. Поселянин Е., «Русская Церковь и русские подвижники XVIII века», СПб, 1905.
5. Православная энциклопедия, т. III, М., 2001.
6. «Православный церковный календарь 2003», М., 2002.
7. Троицкое слово Забайкалья», вып. 3, 2003, Улан-Удэ.
|