Читинская и Краснокаменская епархия
Главная / Новости епархии
  Правящий архиерей
  
  
 
  Новости Патриархии
  
  
 
  Новости епархии
  
 
  Епархия
  
  
  
  
  
  
 
  Церковная жизнь
 
  Анонсы
  
 
  Библиотека
  
  
  
  
 
  Образование
  
  
  
  
  
  
  
 
  Газета “Православное Забайкалье”
 
  Видеостудия “СЛОВО”
 
  Святые места и святыни Забайкалья
  
  
  
 
  Общение
  
  
 
  Документы
 
  О вере Православной
 
  Экскурсии, паломничество
 
  Поиск по сайту


Полезные статьи

Новости епархии

День памяти прп. Варлаама Чикойского, Забайкальского чудотворца

21.08.2012

46,46 KbВ этот день епископ Читинский и Краснокаменский Евстафий в сослужении духовенства епархии совершил Божественную Литургию и молебен прп. Варлааму Чикойскому, по окончании которых был совершен крестный ход с мощами преподобного по улицам города вокруг Казанского кафедрального собора.

Учреждение Чикойского Иоанно-Предтеченского монастыря неразрывным образом связано с жизнью пустынника Варлаама, описание которой мы находим в книге архимандрита Мелетия (епископа Якутского, бывшего начальника Забайкальской Духовной миссии) «Пустынник 26,9 KbВарлаам, основатель Иоанно-Предтеченского скита…».

Родился преподобный Варлаам (в миру Василий Федотович Надежин) в 1774 г. в крестьянской семье. Как сообщает епископ Мелетий, Василию Федотовичу «… не захотелось жить в мире. Ему пожелалось удалиться от мира для спасения своей души». Никому ничего не сказав, Василий Надежин «неведомо куда скрылся». Стремление к подвижничеству сначала проявлялось в том, что Василий Надежин совершал паломничества в различные обители. В одно из таких богомолий он посетил св. преподобного Серафима Саровского, который наставил его на новый путь. Также в числе его духовных наставников была игуменья Казанского монастыря г. Касимова Елпидифора. Под влиянием писем и бесед с этими духовными наставниками Василий Надежин твердо решил встать на путь 24,22 Kbиноческого жития.

В 1810 г. Василий Федотович находился на богомолье в Киево-Печерской Лавре. Не имея паспорта, Надежин был признан «бродягою» и по приговору был осужден к ссылке в Сибирь на поселение. Первые годы своего пребывания в Сибири Василий Федотович проживал при храмах, исполняя различные послушания. В 1820 г. по совету Кяхтинского священника о. Аетия Разсохина, он удалился в Чикойские горы для уединенной жизни. До 1825 г. о пребывании в горах подвижника знали только двое жителей, которые иногда доставляли ему пищу для поддержания жизни. Его жизнь была наполнена усердным постом и молитвой. Как гласит предание, для духовной борьбы и смирения он надевал железную кольчугу, которая выполняла функцию вериг. В свободное время он переписывал церковные книги.

В 1825 г. пустынник был обнаружен охотниками. Вскоре молва о благочестивом старце распространилась среди местного населения. Василий Федотович стал принимать к себе в пустыню. Возникла община. Была сооружена часовня. В 1827 г. подвижник был арестован земской полицией и посажен в острог за нарушение местопоселения. Граждане г.Кяхты приняли на себя ходатайство за Василия Надежина. Дело было перенесено на рассмотрение духовного епархиального начальства. 

5 октября 1828 г., по предписанию епископа Иркутского Михаила, настоятель Троицкого Селенгинского монастыря иеромонах Израиль постриг в монахи основателя Чикойского скита Василия Надежина с наречением имени Варлаам в честь святого Варлаама Печерского. Архиепископ Михаил, видя духовную силу монаха Варлаама, благословил «устроение Чикойского скита на твердом основании»: соорудить в скиту храм, руководить собранной братией, проводить миссионерскую работу среди монгольского, бурятского и старообрядческого населения.

За «примерно-доброе и честное житие, за ревнотное и прилежное служение Церкви и за отлично-усердное попечение об устроении монастыря» иеромонах (а за тем игумен) Варлаам  был награжден набедренником (1838 г.), золотым наперсным крестом (1845 г.). До 1846 г. основная деятельность игумена Варлаама была сосредоточена против раскола. Им было обращено в православие до пяти тысяч человек, устроено несколько единоверческих церквей; открыта школа для обучения грамоте взрослых и детей.

23 января 1846 г. старец Варлаам скончался. После его смерти стали замечать, что на его могиле, к которой стекался народ в дни поминовений, происходили исцеления. На месте упокоения была воздвигнута часовня и установлена гробница наподобие раки. Его стали почитать как святого. После революции 1917 г. монастырь стал приходить в запустение, колодцы закапывались, монахи умирали и вскоре монастырь был закрыт. За годы советской власти он был разорен, деревянные постройки разобраны и вывезены. Однако почитание этого места сохранилось: даже в годы безбожия жители окрестных сел шли крестным ходом к развалинам монастыря.

Первое архиерейское посещение заброшенного монастыря состоялось в августе 1999 г. Крестный ход к его развалинам  возглавил епископ Читинский и Забайкальский Иннокентий. В 2002 г. состоялась научная экспедиция, которая нашла место погребения св. Варлаама, указанное святителем Мелетием в описании жизни подвижника. После получения Патриаршего благословения 20 августа 2002 г. к Иоанно-Предтеченскому монастырю отправилась вторая экспедиция, возглавляемая епископом Читинским и Забайкальским Евстафием. Паломники из Москвы, Читы, Урлука и других сел прошли крестным ходом от поселка Урлук до монастыря. Далеко за полночь продолжались раскопки и на рассвете 21 августа мощи святого Варлаама были обретены. Сомнений в подлинности не было: вместе с мощами был обретен деревянный настоятельский крест, который чудесным образом не истлел.

Достойно внимания то, что в житии преподобного Варлаама отмечается: у чикойского подвижника была святыня – икона Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, которой благословила его игуменья Елпидифора. Обретение мощей состоялось в день празднования памяти соловецких святых Зосимы, Савватия и Германа. Преосвященнейшим Евстафием и священнослужителями мощи были переложены в приготовленную гробницу и к вечеру 21 августа привезены в Читу. Мощи преподобного Варлаама сейчас находятся в кафедральном соборе в честь Казанской иконы Божией Матери в Чите. Так Господь явил нашей земле очередную свою милость и благодать через обретение мощей одного из немногих явленных святых, просиявших на Забайкальской земле.

Преподобный отче Варлааме, Сибирский чудотворче, моли Бога о нас!

 



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Читинская и Краснокаменская епархия»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: chita-eparhia.ru

Все новости раздела





Разделы
41,95 KbПри перепечатке материалов сайта просьба указывать ссылку  на  www.chita-eparhia.ru
При цитировании материалов указывать автора
© Читинская и Краснокаменская Епархия.
Адрес: 672039, Россия,
г. Чита, ул. 9-го Января, 50.

Яндекс.Метрика