Десять лет со дня возрождения крестного хода на Иргень
23 июня 2008 г. традиционно Крестный ход на озеро Иргень вышел из церкви святого Пантелеймона, что на курорте Кука и двинулся через станции Яблоновая, Сохондо к святому месту для забайкальцев – озеру Иргень, к месту захоронения святых иргенских мучеников – воинов Симеона, Киприана, Иосифа и Василия. Это был юбилейный Крестный ход, уже 10-й. Он был возрожден священником Андреем Федотовым и небольшой группой паломников в 1999 году. Начинались же крестные ходы на Иргень уже в начале XVIII века и продолжались вплоть до революции 1917 года. Затем их запретила безбожная власть. Отсутствие крестный ходов в течение почти 80 лет сказалось на состоянии материальном и духовно-нравственном в забайкальских деревнях. Народ спивается, бездельничает, в районах часты засухи, неурожаи и падеж скота.
В этом году Иргенский крестный ход был многочисленным, ходило 42 человека. Прошли около 90 километров с непрерывной Иисусовой молитвой. Как всегда, были испытания и искушения, болезни и мозоли, чудеса и знамения.
В этом году на месте Знаменской церкви водрузили новую кованую часовню и деревянный крест. В праздник Девятой Пятницы читинские священнослужители отслужили обедницу и панихиду по убиенным воинам Симеону, Киприану, Иосифу и Василию со дружиною.
История святой иргенской земли
Возрожденному крестному ходу на озеро Иргень к месту почитания иргенских воинов-мучеников – 10 лет. История же крестного хода насчитывает более 300 лет. Чудесные события на Иргени стали происходить уже во времена построения первого, Иргенского, острога в Забайкалье. На месте захоронения воинов Симеона, Киприана, Иосифа и Василия была возведена часовня в честь их небесных покровителей, соответственно святых Симеона, Киприана и Иосифа. Имя четвертого казака было открыто в конце XIX века. Мученики были положены по двое в две колоды, выдолбленные в дереве. Позднее над их могилами была возведена церковь во имя их небесных покровителей.
Иргенский острог был разобран уже к началу XVIII века, то есть просуществовал лет 40. До 1866 года на Иргени, кроме часовни, ничего не было. К 1868 году был построен миссионерский стан. Была возведена церковь во имя Богородицы «Знамение». Отряд А. Пашкова с казаками прибыл из города Енисейска. Строителями г. Енисейска были новгородцы. Чтобы сохранить духовные традиции, из Новгорода, где особо почиталась икона «Знамения», на енисейских башнях, а позднее, и в первых построенных церквях, ставился распространенный образ «Знамения». Была традиция на полях иконы писать предстоящие образы святых. На новгородской иконе можно увидеть два, четыре, восемь предстоящих образа. В иргенской иконе – три образа: святые Симеон, Киприан, Иосиф. Если это не специальный заказ, то подбор святых в иконе явно произвольный: они ничем не связаны между собой, не было чуда явления этих святых с просьбой вписать их в образ Богородицы «Знамение», как это было в истории с Абалакской иконой, например. Енисейские казаки могли прихватить с собой новгородский образ со своими небесными покровителями, вписанными по их заказу.
Домашняя икона енисейских братьев «Знамение» с вписанными образами святых Симеона, Киприана и Иосифа была вначале на Иргени. Потом ее передали в Кукинскую церковь Святого Духа. После смерти настоятеля перестали ходить Крестным ходом из Куки, тогда икону перенесли в Читу, в Михайло-Архангельскую церковь. Икону стали приносить на Иргень на Девятую Пятницу из Читы.
В 1877 году на Иргени был большой пожар и церкви сгорели. Когда же в честь иконы «Знамения» на Иргени был выстроен храм, то ее вновь передали в Иргенский стан. Икона «Знамение» сгорела во время пожара, но на Иргени была обретена другая чудотворная икона святой Параскевы Пятницы. Надо отметить, что к Параскеве Пятнице обращались с теми же просьбами, что и к иргенским мученикам: о даровании детей, об исцелении, о семейном благополучии, о хороших женихах и невестах. Она была покровительницей воинов и торговых людей. Эта иргенская икона была старинного письма, не характерного для местной, например, Иркутской или Посольской, школы иконного письма. Возможно, ее тоже написали в Енисейске, либо завезли туда из Новгорода, который считался торговым городом России и даже строил храмы в честь св. Параскевы. Торговля в Сибири шла бойко, поэтому на покровительство св. Параскевы тоже рассчитывали.
Появление иконы св. Параскевы Пятницы на Иргени – также тайна. Архимандрит Ефрем сообщает, что она была найдена в юрте у бурята, который ей молился, как своему бурхану (богу) и говорил, что бурхан ему помогает. Икона святой Параскевы Пятницы пребывала в Иргенской церкви до разорения миссионерского стана в 1920-х годах.
Иргенский миссионерский стан был большим, но и он не просуществовал долго. В 1911 году решено было преобразовать миссионерский стан в мужской монастырь. Однако и это сделать не удалось. Пока шла тяжба по поводу земли, началась революция и в 1920 году иргенские постройки стали разорять. Место захоронения святых мучеников вновь осталось пустым.
Зачем ходят в крестных ход на Иргень?
Кровь мучеников взывает к молитве. Издавна местное население стало замечать, что частые суховеи выветривают землю, она высыхает так, что в ней появляются трещины в несколько сантиметров. Животным нечем питаться, начинается падеж скота и мор. Степь загорается, пожары перекидываются на леса. Тогда и вспоминали предупреждения иргенских воинов о том, что нужно приходить в эти места с иконами и молитвой и поминать святых мучеников. Многие забайкальцы вписывали имена иргенских мучников в домашние памянники вместе со своими умершими родственниками.
Архимандрит Ефрем оставил нам молитву к иргенским мученикам:
«Святые мученики иргенские: Симеон, Киприан, Иосиф и Василий со дружиною, молите Бога о нас».
Каждый забайкалец должен знать эту молитву и постоянно обращаться к иргенским святыням, по силам своим: молиться святым братьям, ходить Крестным ходом, приезжать в Девятую Пятницу по Пасхе на святое место Иргень и соучаствовать в богослужении, жертвовать на Крестный ход и, во избежании пожаров, болезней, мора, всегда почитать святых иргенских мучеников Симеона, Киприана, Иосифа и Василия со дружиною.
Жители Читинского района до революции всегда встречали Крестный ход, приглашали его в свои дома совершить молебен над больным или для благоустройства дома. Часто останавливались на полях и здесь устраивали молебны. Вымаливали у иргенских мучеников дожди, здоровье, рождение детей и благополучие. Было замечено и другое. Если крестные ходы в какие-то годы не совершались, то происходило то, о чем предупреждали святые воины: засуха, пожары, люди болели, скот умирал.
Существование нынешнего крестного хода, конечно, разительно отличается от традиционных дореволюционных ходов, однако сущность его остается неизменной.
Людмила Камедина
|