Читинская и Краснокаменская епархия
Главная / Новости Патриархии
  Правящий архиерей
  
  
 
  Новости Патриархии
  
  
 
  Новости епархии
  
 
  Епархия
  
  
  
  
  
  
 
  Церковная жизнь
 
  Анонсы
  
 
  Библиотека
  
  
  
  
 
  Образование
  
  
  
  
  
  
  
 
  Газета “Православное Забайкалье”
 
  Видеостудия “СЛОВО”
 
  Святые места и святыни Забайкалья
  
  
  
 
  Общение
  
  
 
  Документы
 
  О вере Православной
 
  Экскурсии, паломничество
 
  Поиск по сайту


Полезные статьи

Новости Патриархии

В ПСТГУ прошла конференция «Апокалипсис святого апостола Иоанна Богослова: экзегезис, богословие, история влияния»

13.10.2012

9 октября 2012 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете прошла конференция «Апокалипсис святого апостола Иоанна Богослова: экзегезис, богословие, история влияния».

Первой выступила профессор Эдит М. Хамфри из Питтсбургской богословской семинарии (США) с докладом на тему «Призыв Апокалипсиса: созерцать и поклоняться». В докладе было подчеркнуто значение зрительного восприятия образов Апокалипсиса, свидетельством которого является частое использование слова ?δο? (се!; вот!). Наряду с этим отмечалось значение литургических мотивов в книге. Предметом подробного рассмотрения стали повествования о жене, облеченной в солнце, в гл. 12, небесная Литургия глав 4-5 и описание Нового Иерусалима в главах 21-22.

В докладе преподавателя ПСТГУ В.А. Андросовой «Апокалипсис как книга надежды: основные богословские акценты Откровения Иоанна Богослова» было показано, что распространенное представление об Апокалипсисе как книге эсхатологических катастроф является поверхностным. Многие исследователи считают Апокалипсис книгой ободрения и надежды, и в докладе была приведена соответствующая аргументация. Описания катастроф и бедствий во многом отражают исторический контекст — напряженные ожидания гонений со стороны обожествляющего себя государства. Однако в начале повествования о видениях утверждается, что ключевым моментом истории является победа распятого и Воскресшего Христа (Откр. 5), и этот факт определяет все основные богословские акценты произведения. Тема мученичества христиан раскрывается как приобщение к победе Агнца-Христа (Откр. 7:14; 12:11). Через все произведение проходит устремленность к явлению эсхатологического града Небесного Иерусалима — он подробно описывается в заключительных главах 21-22, и его образность уже предвосхищена в 2-й,3-й и 7-й главах. Два раза в Апокалипсисе звучат ярчайшие гимны всемирному владычеству Божию и воцарению Бога и Христа (Откр. 5 и Откр. 11), и эти гимны расположены в повествовании прежде рядов бедствий и казней. Итак, читатели Апокалипсиса уверяются в том, что, несмотря на активность злых сил (изображенных в Апокалипсисе в образах дракона и «двух зверей» Откр. 11-13), зло будет окончательно побеждено, причем благой Бог ограничивает действие зла (Откр. 8-9) на протяжении всей истории и направляет ее к спасению людей.

Профессор Дебреценского Реформатского Богословского университета Имре Переш свой доклад на тему «Небесно-апокалиптический Христос» посвятил анализу образов Христа как небесного Спасителя и эсхатологического Судьи. В докладе указано, что уже Сам Иисус учил о Своем предсуществовании и эсхатологическом пришествии. К концу апостольского века значение апокалиптических образов Христа возрастает. После обзора христологических образов Апокалипсиса высказывается суждение об их религиозно-историческом фоне, при этом утверждается, что значимость межзаветной иудейской апокалиптическиой образности для становления апокалиптики новозаветной куда меньше значимости ветхозаветных мессианских прообразов и реалий греко-римского религиозного и политического быта. В конце доклада делается попытка ответить на вопрос о причине усиления значимости апокалиптических образов Христа в христианской литературе к концу I в. В качестве ответа на него предлагается соображение, согласно которому данное усиление является реакцией на задержку парусии, с одной стороны, и на ужесточение гонений со стороны языческого государства, — с другой.

Второе заседание конференции открылось докладом преподавателя ПСТГУ диакона Глеба Курского на тему «Книги великих пророков как источник образа Иерусалима в Откровении Иоанна Богослова». Доклад был посвящен рассмотрению одного из аспектов проблемы ветхозаветных первоисточников книги Откровения Иоанна Богослова — значения книг великих пророков для формирования образа Иерусалима в Апокалипсисе. Результаты сравнительного анализа, представленные докладчиком, свидетельствует о наличии ярких тематических, структурных и лексических параллелей между изображением Иерусалима пророками и Тайнозрителем. «Пророческая редакция» древней Сионской традиции сохраняет свою значимость для автора Апокалипсиса, что не мешает ему интерпретировать образ Нового Иерусалима в свете евангельской истории, а также с особой силой подчеркивать в нем эсхатологический и экклезиологический аспекты. Таким образом, сопоставление изображения Иерусалима в книгах великих пророков и в Апокалипсисе представляется продуктивным как с точки зрения толкования отдельных разделов, так и с точки зрения раскрытия общего замысла книги Откровения.

Следующий доклад был прочитан доцентом ПСТГУ А.С. Небольсиным на тему «Драматургическое и богословское значение техники "сцепления" (interlocking) в структуре Апокалипсиса». Предметом рассмотрения в докладе является употребление в Апокалипсисе литературного приема, именуемого сцеплением, суть которого состоит в том, что тот или иной фрагмент текста оказывается связанным как с предшествующим ему эпизодом, по отношению к которому он воспринимается как завершение, так и с последующим, по отношению к которому он занимает вводную позицию. После демонстрации применения указанного приема в конкретных фрагментах книги, в докладе указывается на его литературное, мнемоническое и богословское значение. Последнее в полной мере проявляется в 10-11 главах книги — благодаря применению техники сцепления фрагмент 11:1-13, посвященный служению двух свидетелей, оказывается богословским ядром всего Апокалипсиса, предлагая краткий символический срез всей истории Церкви, в ходе которой она осуществляет свое эсхатологическое по своей сути свидетельство перед миром. В докладе также высказано предположение о том, что употребление приема сцепления в Апокалипсисе может быть выражением христианского опыта жизни, а именно одновременного восприятия спасения как уже обретенного и как еще только чаемого.

Ректор Смоленской семинарии протоиерей Георгий Урбанович делал сообщение по теме «Изучение Книги Откровения (2-3 гл.) по материалам археологических исследований и в контексте истории Малоазийского региона» на материале ежегодных экспедиций представителей Смоленской духовной школы в Малую Азию. Были представлены фотографии раскопок всех семи апокалиптических городов, и сделана попытка проанализировать исторические и археологические данные с точки зрения раскрытия смысла обращения к семи Церквам.

Последним выступил преподаватель ПСТГУ протоиерей Александр Прокопчук с докладом на тему «Pax Romana в послании ап. Павла к Ефесянам и в Откровении ап. Иоанна». В сообщении было отмечено, что восприятие апостолами Павлом и Иоанном гражданской языческой власти не диаметрально противоположны и не взаимоисключают друг друга. Напротив, в поиске аналогов описания господства Иисуса Христа в мироздании они обращаются к римской императорской власти, которая была у них перед глазами. Новый тип правления, введенный с приходом к власти Юлия Цезаря и его племянника Августа Октавиана, становится отправным пунктом для описания возвышения Христа во вселенной. Следует отметить, что такой подход ни в коем случае не означает коллаборационизма священных авторов. Обе книги рассматривают бытие Церкви как противостояние сатанинским силам, которые повелевают земными властителями. Обе они, пусть и в разных временных перспективах, не сомневается в окончательном триумфе Господа Иисуса Христа.

Пресс-служба ПСТГУ/Патриархия.ru



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Читинская и Краснокаменская епархия»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: chita-eparhia.ru

Все новости раздела





Разделы
41,95 KbПри перепечатке материалов сайта просьба указывать ссылку  на  www.chita-eparhia.ru
При цитировании материалов указывать автора
© Читинская и Краснокаменская Епархия.
Адрес: 672039, Россия,
г. Чита, ул. 9-го Января, 50.

Яндекс.Метрика