Первоначальный проект данного документа был
подготовлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации
церковной социальной деятельности и благотворительности, а затем был
доработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия, председателем
которой является Патриарх.
Одной из главных
угроз здоровью и самой жизни народов государств, составляющих
каноническую территорию Русской Православной Церкви, является
злоупотребление алкоголем. В связи с этим долг Церкви — возрождать в
общественном сознании отношение к трезвости как нравственной ценности.
Христиане при этом призываются быть примером трезвой жизни.
I. Отношение Церкви к трезвости и пьянству
В
Библии содержатся как положительные высказывания об употреблении вина
(см. Втор. 7:13; 11:14; Еккл. 10:19), так и строгие предупреждения от
злоупотребления им (см. Ис. 5:22). Некоторым категориям лиц в Священном
Писании употребление вина и вовсе запрещалось: к примеру, священникам
при исполнении богослужебных обязанностей (см. Лев. 10:8-11).
В
Новом Завете с вином связано первое чудо, явленное Господом в Кане
Галилейской. Вино являлось частью последней трапезы Спасителя с
учениками и стало веществом Таинства Евхаристии. В посланиях апостолов
указывается как на лечебные свойства вина (см. 1 Тим. 5:23), так и на
пагубность злоупотребления им (см. Еф. 5:18; 1 Кор. 6:10).
Законодательная
традиция Церкви знает каноны, строго осуждающие гнушение вином «не ради
подвига воздержания» (см. правила святых апостолов 51 и 53), но также
запрещающие злоупотребление спиртными напитками (см. правила святых
апостолов 42 и 43).
Когда в середине XIX века в
России возникло трезвенное движение, Святейший Синод в 1859 году своим
указом благословил священнослужителям «живым примером собственной жизни и
частым проповедованием в Церкви Божией о пользе воздержания
содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях
решимости воздерживаться от употребления вина». Церковь благословляла
принятие обетов трезвости, поддерживала создание обществ трезвости.
Сегодня
пьянство является одной из причин преступности и других пороков,
пагубных болезней, кризиса семьи, снижения уровня нравственности и
культуры, утраты уважения к труду. Церковь обеспокоена сложившейся
ситуацией, считая пьянство безусловным злом, а распространенное мнение о
том, что систематическое употребление алкоголя не приносит вреда
здоровью — препятствием для профилактики алкоголизации. Просветительская
работа в этом направлении должна стать основой утверждения трезвости в
обществе.
II. Формы и методы деятельности по утверждению трезвости
Утверждение
трезвости как вид социального служения Церкви включает в себя
профилактику алкоголизма, а также реабилитацию и реадаптацию лиц,
страдающих алкогольной зависимостью. Профилактика алкоголизма как способ
утверждения трезвости ведется по трем направлениям.
Первое
имеет целью утверждение идеала трезвости и трезвого образа жизни в
современном обществе, особенно в семье, где происходит формирование
личности.
Братства, общества, общины трезвости и иные
церковные организации способствуют возрождению традиционных семейных
отношений и духовно-нравственных ценностей, осуществляют
просветительскую деятельность, ведут профилактику алкоголизма, формируя
положительное отношение к трезвости как общественной ценности, участвуют
в создании трезвой молодежной культуры, оказывают воздействие личным
примером, в том числе организуя «дни трезвости» и создавая «территории
трезвости».
Второе охватывает работу с лицами,
систематически употребляющими алкоголь, и включает в себя просвещение
этих лиц, формирование у них мотивации для обращения к специалисту,
оказание им социальной и психологической помощи, в том числе в форме
индивидуальных и семейных консультаций, вовлечение в общинную жизнь,
деятельность общественных объединений, клубов (спортивных,
военно-патриотических и тому подобных).
Третье
подразумевает социальную, трудовую, психологическую, медицинскую,
семейную реабилитацию лиц, страдающих алкоголизмом, создание домов
трудолюбия и центров реабилитации, групп само- и взаимопомощи, семейных
клубов трезвости, индивидуальное консультирование лиц, страдающих
алкоголизмом и их родственников, курсы и школы по избавлению от
алкогольной зависимости.
В каждом из этих направлений
применяются свои духовные, медицинские, психологические и социальные
методы работы. При этом наибольшая эффективность достигается при их
разумном сочетании.
Особо необходимо отметить
следующие формы и методы реабилитационной деятельности, часто
применяемые православными организациями и доказавшие свою эффективность.
1.
Обеты трезвости (зароки). Для укрепления в борьбе со страстью люди
могут давать обет трезвости. Обет дается человеком с благословения
духовника и в надежде на благодатную помощь Божию. Обеты трезвости
даются как самими страждущими, так и их родственниками и людьми,
занимающимися профилактикой алкоголизма.
2.
Индивидуальные консультации для страждущих и их родственников.
Консультации проводятся священнослужителями, специалистами или
добровольцами, обладающими теоретическими и практическими знаниями о
способах преодоления алкоголизма.
3.
Групповые беседы со страждущими и их родственниками.Такого рода занятия
имеют своей целью формирование и закрепление стремления к трезвой
жизни.
4. Курсы или школы
по избавлению от алкогольной зависимости. Цикл занятий, который
проводится в виде курса лекций или семинаров, имеет своей целью
формирование и закрепление мотивации к трезвой жизни и является частью
процесса реабилитации.
5.
Группы само- и взаимопомощи, адаптации к трезвой жизни. Группы
самопомощи представляют собой организации людей, страдающих алкогольной
зависимостью и/или их близких, созданные с целью избавления от недуга
пьянства подверженных ему людей.
6.
Реабилитационные центры — церковные и церковно-общественные учреждения,
в которых оказывается помощь в преодолении зависимости и восстановлении
социальных навыков. Реабилитация предполагает изменения, затрагивающие
отношение человека к собственному здоровью и психологическому состоянию,
к труду, к получению образования, к близким людям и обществу, к
нравственным и религиозным ценностям.
Важной частью
реабилитации лиц, страдающих алкогольной зависимостью, является помощь
их близким, для которых проводятся индивидуальные консультации,
групповая работа и беседы священнослужителей и психологов. Реабилитация
может быть как стационарной, так и амбулаторной и проводиться в
приходских общинах, монастырях и в других местах.
III. Координация церковной деятельности по утверждению трезвости
Церковная деятельность по утверждению трезвости осуществляется на следующих уровнях.
разработка
и координация общецерковных программ по утверждению трезвости и
оказанию помощи лиц, страдающих алкогольной зависимостью, и их
родственникам;
подготовка методических материалов и распространение их в епархиях;
организация регулярных обучающих семинаров для должностных лиц и добровольцев;
разработка совместно с Учебным комитетом
курсов для учебных заведений Русской Православной Церкви по подготовке
специалистов в сфере организации и осуществления деятельности по
утверждению трезвости;
создание во взаимодействии с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации
методик и учебных пособий для проведения в православных учебных
заведениях и воскресных школах занятий, нацеленных на воспитание
правильного отношения к трезвой жизни;
обмен опытом с зарубежными благотворительными организациями, в том числе волонтерскими, в сотрудничестве с Отделом внешних церковных связей;
создание общецерковного объединения православных обществ трезвости.
2.
Епархиальный уровень. Епархиальные архиереи определяют направления и
приоритеты деятельности по утверждению трезвости и профилактике
алкоголизма в зависимости от имеющихся потребностей и сложившейся
практики. Они также по представлению координаторов и благочинных
определяют меру участия приходов в данной деятельности, исходя из их
местоположения, количества прихожан и материального достатка. В епархиях
могут быть созданы подразделения по утверждению трезвости и
профилактике алкоголизма. В их задачи входит:
распространение
методических и информационных материалов, подготовленных или одобренных
специализированными церковными учреждениями и предназначенных для
обучения различным видам деятельности по утверждению трезвости;
проведение
обучающих семинаров, а также курсов подготовки церковных специалистов
по организации работы в области утверждения трезвости;
привлечение клириков, мирян и учащихся духовных учебных заведений к практической деятельности по профилактике алкоголизма;
создание в епархиях объединений мирян — специалистов в этой области: врачей, психологов, педагогов, социальных работников;
помощь
в укреплении материальной базы епархиальных, приходских и монастырских
программ в области утверждения трезвости, в том числе через проведение
епархиальных целевых денежных сборов;
координация деятельности приходских братств, обществ и общин трезвости;
создание
при соответствующем епархиальном отделе телефонной
справочно-консультационной службы по вопросам помощи страждущим и их
близким.
3. Благочиннический уровень. Общая
организация, координация и контроль за деятельностью по утверждению
трезвости на уровне благочиния, а также организация межприходского
взаимодействия в данной области находится в компетенции благочинного.
Непосредственное исполнение этих задач может быть поручено помощнику
благочинного.
4. Приходской уровень. На приходском
уровне организация, координация и контроль за деятельностью по
утверждению трезвости находятся в компетенции настоятеля.
Непосредственное администрирование и выполнение этой работы может быть
возложено на штатного приходского социального работника, других
специалистов или добровольных помощников. Деятельность прихода по
утверждению трезвости включает в себя следующие направления:
создание
при приходах братств, обществ, общин трезвости, информационных и
консультационных центров, горячей телефонной линии, домов трудолюбия,
реабилитационных центров, клубов и школ трезвости, групп само- и
взаимопомощи, адаптации к трезвой жизни, а также реализацию иных форм
работы;
осуществление профилактических и реабилитационных
программ с участием священнослужителей, специалистов и добровольных
помощников;
формирование групп добровольцев и привлечение
специалистов, готовых и способных участвовать в деятельности по
утверждению трезвости;
организацию обучения добровольцев;
сотрудничество
с государственными и общественными организациями, осуществляющими
антиалкогольную деятельность в рамках совместных проектов;
сбор
средств как внутри прихода, так и вне его для финансирования социальных
приходских программ в области профилактики алкоголизма;
просвещение детей и молодежи прихода;
взаимодействие с образовательными, социальными и медицинскими учреждениями.
5.
Монастыри издревле являлись центрами аскетического подвига и молитвы,
участвовали в делах милосердия и благотворительности. И в наши дни
тысячи страдающих алкоголизмом людей обращаются сюда за помощью. Часто
именно в монастырях эти люди находят себе временный или постоянный
приют. Монастыри могут участвовать в деятельности по утверждению
трезвости в тех же формах, что и приходы, с учетом особенностей жизни
обителей.
IV. Взаимодействие Церкви, государства и общества в утверждении трезвости
Утверждая
трезвость в обществе, необходимо учитывать исторический опыт
взаимодействия Русской Православной Церкви и Российского государства.
Комплексная система воспитания народа в духе трезвости была выстроена
совместными усилиями Церкви и государства еще в конце XIX века. В
настоящее время сотрудничество государства и Церкви в утверждении
трезвости и в профилактике алкоголизма необходимо возрождать на
общенациональном, региональном и местном уровнях.
Соработничество Церкви и государства может осуществляться в следующих видах деятельности:
в
разработке и реализации образовательных, просветительских и культурных
программ, направленных на утверждение трезвости, в том числе через
творчество и средства массовой информации;
в социальной реабилитации лиц, страдающих алкогольной зависимостью;
в законотворческой деятельности в области утверждения трезвости;
в
общественном контроле за соблюдением антиалкогольного законодательства и
за реализацией мер, направленных на ограничение доступности алкоголя.
Церковь
считает необходимым взаимодействие с общественными объединениями и
отдельными энтузиастами в области профилактики алкоголизма, реабилитации
и реадаптации лиц, страдающих алкогольной зависимостью, в том числе
путем создания церковных общественных организаций. При этом
сотрудничество возможно только с теми организациями и движениями,
деятельность которых не противоречит вероучению Православной Церкви и
действующему законодательству.
V. Сотрудничество со средствами массовой информации
В
целях утверждения трезвости и профилактики алкоголизма полезным
является сотрудничество церковных структур со средствами массовой
информации. Сотрудничество Церкви со СМИ в данной сфере может включать в
себя:
разработку и проведение информационных кампаний,
подготовку печатных публикаций, радио- и телематериалов на тему
утверждения трезвости;
содействие освещению в СМИ общецерковной и епархиальной деятельности по утверждению трезвости, организации социальной рекламы;
размещение
в сети Интернет (сайты, базы данных, библиотеки, социальные сети,
блоги, форумы и прочее) материалов, посвященных утверждению в обществе
норм трезвости.
Внимание! При
использовании материалов просьба указывать ссылку: «Читинская и Краснокаменская епархия», а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: chita-eparhia.ru