Читинская и Краснокаменская епархия
Главная / Новости Патриархии / Межсоборное присутствие. Новости.
  Правящий архиерей
  
  
 
  Новости Патриархии
  
  
 
  Новости епархии
  
 
  Епархия
  
  
  
  
  
  
 
  Церковная жизнь
 
  Анонсы
  
 
  Библиотека
  
  
  
  
 
  Образование
  
  
  
  
  
  
  
 
  Газета “Православное Забайкалье”
 
  Видеостудия “СЛОВО”
 
  Святые места и святыни Забайкалья
  
  
  
 
  Общение
  
  
 
  Документы
 
  О вере Православной
 
  Экскурсии, паломничество
 
  Поиск по сайту


Полезные статьи

Межсоборное присутствие. Новости.

Обсуждение актуальных тем

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий: Монах — человек, который посвятил себя Богу, и это главное, а формы организации духовной жизни могут быть разными

31.01.2017
Источник информации: Официальный сайт Московского Патриархата
Адрес новости: http://www.patriarchia.ru/db/text/4794666.html



23 января 2017 года участниками пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви было принято «Положение о монастырях и монашествующих». О работе над документом, прошедшем стадию общественной дискуссии и обсуждение на пленуме, порталу «Монастырский вестник» рассказал митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель комиссии Присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества.

— Ваше Высокопреосвященство, на пленуме Межсоборного присутствия было принято «Положение о монастырях и монашествующих». Пожалуйста, расскажите, для чего нужен этот документ и что изменится в жизни монастырей с его появлением?

— Прежде всего, необходимо сказать о том, что за 25 лет возрождения Русской Православной Церкви из 19 монастырей к настоящему моменту появились 888 обителей, официально оформивших свой статус, а еще есть общины и подворья, которые пока не получили статуса монастырей.

Эти монастыри самые разные — большие и маленькие, столичные и провинциальные, расположенные в отдаленной сельской местности; есть скиты, общины, сестричества и братства. Жизнь всех этих обителей требует духовного осмысления, постановки и решения проблем, с которыми насельники сталкиваются ежедневно, в связи с чем и возникла необходимость создать общее «Положение о монастырях и монашествующих».

Работа над этим документом началась на первом заседании пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви в 2010 году. Затем документ прошел стадию обсуждения в монашеских общинах, позже — на официальных площадках Присутствия в интернет-пространстве и в формате подготовки отзывов из епархий. В результате мы увидели, что интерес к монастырской жизни, духовному деланию есть у многих людей. Вопросы, связанные с монашеством, обсуждались и на Архиерейском Совещании 2016 года. В частности, однозначно было сформулировано, что рясофор является ступенью приготовления к монашескому постригу. То есть, с уверенностью можно говорить о том, что монастырская жизнь не оставлена и вниманием Священноначалия.

Документ «Положение о монастырях и монашествующих» определяет норму устроения монастырской жизни. Однако применение всякой нормы предполагает рассуждение. Иногда бывает просто невозможно действовать по одному и тому же образцу в разных ситуациях. Монастыри, как мы уже говорили, бывают разными. В соответствии с условиями существования обители выстраивается и ее духовная жизнь, определяется келейное правило для насельников, объем просветительской и любой другой деятельности монастыря.

«Положение» было создано в соответствии со святоотеческим преданием, канонами и уставом Церкви, но каждый монастырь вправе самостоятельно выстраивать свою жизнь. Монах — человек, который посвятил себя Богу, и это — главное, а формы организации духовной жизни могут быть разными.

— Что послужило причиной столь длительной работы комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества над «Положением»?

— В процессе обсуждения документа появилось много вопросов, ответы на которые не были даны в первоначальном варианте текста. Документ собрал 1100 комментариев, и многие из них потребовали дополнительного исследования.

Второй момент, который тоже очень важен, — разные люди по-разному понимают изложенные в документе вопросы. Общаясь друг с другом, мы имеем возможность не только лучше услышать и понять друг друга, но и повлиять на результат нашей совместной работы. Документ претерпел две редакции. Вне всякого сомнения, это улучшило его качество, я даже думаю, что после того, как в текст были внесены предложения участников дискуссии, он претерпел положительное изменение от формально-правового документа к более живому руководству в устроении монашеской жизни. Появились ответы на многие важные вопросы, например, каково место духовника в женских обителях, что включают в себя обязанности игумена монастыря, кто из братии (сестер) должен входить в духовный собор монастыря. Этот процесс, конечно же, потребовал времени, но ведь общественная дискуссия показала нам и то, как много людей болеют за церковную жизнь. Можно вспомнить, насколько непросто шла подготовка документа «Об участии верных в Евхаристии». Мы работали, сомневались, переживали, но в результате даже сам формат документа получился настолько правильным, что сегодня его применяют в других Поместных Церквах.

— Участники пленума тоже весьма активно обсуждали некоторые темы «Положения». Владыка, расскажите, пожалуйста, какие вопросы документа вызвали наиболее оживленную дискуссию в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя?

— В основном они касались проблем духовного окормления в монастырях. Например, обсуждая, кто должен принимать исповедь у сестер, участники форума больше склонялись к тому, что — священник из числа белого духовенства, но возник вопрос, насколько хорошо женатый священник способен понять духовное устроение сестер-монахинь.

В ходе дискуссии было четко определено, что духовной жизнью монастыря руководит игумения (в мужских монастырях — игумен). Вместе с тем и духовник имеет немаловажное значение, и поэтому им так важно находить возможность взаимодействовать друг с другом, избегать противостояния и стремиться к сохранению единства на благо жизни монастыря. Не всегда это получается, но для того мы и обсуждаем все эти проблемы, чтобы находить решения. Игумен — отец братии, игумения — мать сестер. Духовник является помощником в окормлении насельников монастыря. Если братия многочисленная, духовников может быть несколько. В женских монастырях — старшие сестры-наставницы помогают игумении.

С необходимостью решать вопросы, которые вызвали дискуссию участников форума, в повседневной жизни мы сталкиваемся очень часто. Но ведь Вы, наверное, заметили, что обсуждались в основном корректность и адекватность формулировок документа. Очевидно, что по сути в большинстве случаев мы согласны друг с другом. При обсуждении нередко бывало так, что один человек обращал внимание на ту или иную неточность, а другой предлагал правильный вариант формулировки «Положения».

Для нас не страшно и то, что некоторые вопросы обсуждаются достаточно жестко. Куда страшнее, если их вообще перестанут обсуждать. Безразличие и теплохладность — вот самые страшные враги для церковного человека. А когда болеющие душой за Церковь люди высказывают разные мнения, у нас появляется возможность увидеть проблему с разных сторон, все оттенки и нюансы одного и того же вопроса.

Межсоборное присутствие стало площадкой, на которой мы имеем возможность говорить о насущных проблемах, в том числе и проблемах монастырской жизни. Не только епископы, но и духовенство, монашествующие, миряне могут высказывать свое мнение, обсуждая документы. Благодаря таланту Святейшего Патриарха Кирилла направлять дискуссию в правильное русло, проникать в суть проблем, и мы, в свою очередь, учимся аргументированно выражать свою позицию, ясно формулировать мысли. Учимся и готовить документы, которым предстоит проходить стадию обсуждения. Все это значительно повышает уровень церковной работы. И это замечательно, что такой уникальный опыт существует в Церкви.

Сегодня мы радуемся тому, что документ, прошедший через общественную дискуссию, был принят единогласно.

— Какую реакцию Вы ждете от участников интернет-дискуссии?

— Конечно же, не все замечания, высказанные участниками интернет-дискуссии, были внесены в документ. Одни из них носили частный характер, другие не соответствуют сегодняшней ситуации. Но могу сказать, что многие темы, которые не вошли в «Положение», находятся в разработке профильной комиссии Межсоборного присутствия.

В настоящий момент для нас важно проявить миролюбие и поблагодарить Бога за то, что Церковь имеет возможность заниматься решением проблем монастырской жизни. Ведь ничто не мешает нам правильно устраивать жизнь духовную, которая в большей степени зависит от ревности и усердия инока в монашеском делании. Живую молитву монаха не заменит собой никакой самый убедительный документ.

— Можно предположить, что возникнут вопросы, связанные с отсутствием возможности для братии выбирать игумена.

— Наше монашество берет начало своей традиции со Святой Горы Афон. На Афоне братия действительно выбирает игумена. Но Афон — это монашеская республика, в наших же реалиях монастыри включены в жизнь епархии. Они являются своего рода точками роста или, говоря точнее, духовного возрождения для той территории, на которой находятся, где за всю духовную жизнь отвечает епископ, и было бы неправильно осуществлять устроение монастырей без его участия.

Вместе с тем, для братии естественно рекомендовать на должность игумена достойного насельника своего монастыря, а епископу внимательно рассматривать предложенную кандидатуру, руководствуясь при принятии решения необходимостью прежде всего созидания духовной жизни обители.

«Положение о монастырях и монашестве» предполагает испытание кандидата на должность игумена на монастырском, епархиальном и синодальном уровнях. Епископ единолично не решает, кто будет возглавлять монашескую обитель. По совету с братией он через Синодальный отдел по монастырям и монашеству предлагает кандидатуру на рассмотрение Священного Синода. Кандидат проходит собеседование с членами Коллегии СОММ и стажируется в одном из монастырей, наиболее благоустроенных в духовном плане, где знакомится с опытом жизни и управления обителью. Если Синодальный отдел одобряет представленную кандидатуру, она выносится на рассмотрение Священного Синода. Эта многоступенчатая процедура утверждения игумена говорит о том, какое значение придается в нашей Церкви монашеству вообще и роли игумена в устроении жизни монашеской обители в частности, как внимательно и осторожно определено подходить к решению этого вопроса, чтобы избрать на столь ответственное послушание действительно достойного монаха.

При этом нужно понимать, что пока еще не все наши монастыри могут взрастить духоносных старцев или игуменов в своей среде. Мы находимся в начале пути духовного возрождения. Вспомним, что ведь и самые известные наши монастыри — Данилов, Оптина Пустынь, Валаам — возродились благодаря трудам игуменов, которые были назначены из числа насельников Свято-Троицкой Сергиевой лавры, по той именно причине, что на тот момент не было еще возможности выбрать игумена из братии этих монастырей. А теперь уже игуменами вновь открывающихся обителей становятся насельники монастырей, чья духовная жизнь возродилась и приносит обильные плоды.

— Работа Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества над «Положением» завершена. Над какими документами комиссия будет работать в предстоящий период? Какие темы разрабатывают рабочие группы комиссии?

— В настоящее время завершена работа над документом «Концепция разработки и принятия уставов внутренней жизни в монастырях Русской Православной Церкви», дорабатывается документ «Монашеские общины при духовных учебных заведениях, миссиях и церковных учреждениях». Обсуждаются такие важные темы как «Священнослужение монахов в женских монастырях и на приходах» и «Практика откровения помыслов в монастырях, духовное руководство монашествующими и мирянами в монастырях»

Если у человека, живущего в монастыре или стремящегося к монашеской жизни, есть тема, которую он хотел бы предложить профильной комиссии Межсоборного присутствия, он может направить ее на официальный адрес аппарата Межсоборного присутствия.

Беседовала Екатерина Орлова

Патриархия.ru



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Читинская и Краснокаменская епархия»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: chita-eparhia.ru

Все новости раздела





Разделы
41,95 KbПри перепечатке материалов сайта просьба указывать ссылку  на  www.chita-eparhia.ru
При цитировании материалов указывать автора
© Читинская и Краснокаменская Епархия.
Адрес: 672039, Россия,
г. Чита, ул. 9-го Января, 50.

Яндекс.Метрика