Читинская и Краснокаменская епархия
Главная / Святые места и святыни Забайкалья / Поклонные кресты
  Правящий архиерей
  
  
 
  Новости Патриархии
  
  
 
  Новости епархии
  
 
  Епархия
  
  
  
  
  
  
 
  Церковная жизнь
 
  Анонсы
  
 
  Библиотека
  
  
  
  
 
  Образование
  
  
  
  
  
  
  
 
  Газета “Православное Забайкалье”
 
  Видеостудия “СЛОВО”
 
  Святые места и святыни Забайкалья
  
  
  
 
  Общение
  
  
 
  Документы
 
  О вере Православной
 
  Экскурсии, паломничество
 
  Поиск по сайту


Полезные статьи

Поклонные кресты

Поклонный крест на Яблоновом хребте

Поклонный крест на Яблоновом хребте

Поклонный крест на Титовской сопке

Поклонный крест на Титовской сопке

Поклонный крест близ Мемориала памяти жерт политических репрессий

Поклонный крест близ Мемориала памяти жерт политических репрессий

Поклонный крест на границе трех государств

Поклонный крест на границе трех государств

Поклонный крест в Краснокаменске

Поклонный крест в Краснокаменске

Поклонный крест в Ононской станице

Поклонный крест в Ононской станице

Поклонный крест в пос.Вершина Дарасуна

Поклонный крест в пос.Вершина Дарасуна

Поклонный крест в посёлке Безречное

Поклонный крест
в посёлке Безречное

Поклонный крест на западе г. Читы

Поклонный крест на западе г. Читы

Поклонный крест в пос. Букачача

Поклонный крест в пос. Букачача

Поклонный крест в пгт. Балей

Поклонный крест в пгт. Балей

Поклонный крест близ с. Урлук

Поклонный крест близ с. Урлук

«Крест – хранитель всея вселенныя» лежит в основе всего земного и небесного устроения. «Мир сей видимый создал Бог по подобию крестной четвероконечности, – писал святитель Димитрий Ростовский, – ибо Он создал его разделенным на четыре части: восток, запад, полдень и полночь; и человека создал Господь по подобию крестной четвероконечности, ибо когда человек распростирает руки свои, он имеет вид четвероконечного креста».Проповедь христианства в языческих землях всегда начиналась с водружения креста. Древние подвижники, приходя в пустынное место, утверждали деревянный крест в освящение пустыни, в ознаменование силы Божией и в отгнание всякой нечисти.

При освоении пустынных земель Руси в XIV – XVI  веках русские святые непременно воздвигали кресты на месте будущих обителей. Особое значение имело благословение и напутствие крестом на ратные подвиги, на основание монашеских общежительств, словом – на освящение всех сторон человеческой жизни.

Традиция воздвижения деревянных крестов на Руси не прерывалась на протяжении многих веков. У креста, при отсутствии храма или часовни, совершались молитвы ко Господу.

Крест обозначал принадлежность пустынных земель православному миру и являлся путеводным знаком спасения. Перед крестами возносились молитвы о благополучном путешествии. Множество обетных крестов «в благодарность» по окончании трудных дел либо в память избавления от морового поветрия возводилось по всей России.

Святые Отцы называли образ Креста Христова «животворящим». Это название имеет глубочайший смысл. Образ Креста и крестное знамение в Церкви животворны явлением силы Божией. Всеведущий и вездесущий Христос Спаситель всегда и всюду благотворно действует в изображаемом христианами Кресте. Благодать, исходящая через Крест, ощутима для каждого верующего человека. Она сокрушает силу бесов, очищает человеческую душу от страстей, наполняет ее дарами Святого Духа. Сила Креста Христова оживляет христиан и укрепляет их в подвигах, дарует им духовную радость и сердечный мир. Честным Крестом возвышается Церковь, Корабль нашего спасения.

В Сибири обычай ставить поклонные кресты был принесен первопроходцами. Поклонный крест был для них и как граница Православной Руси-России, и как духовный щит, и как духовное утешение в языческом крае. Традиционно в Сибири кресты ставили на господствующих высотах, на перевалах через хребты, на сопках. В годы торжества Православия города, села и поселки Забайкалья были ограждены поклонными крестами, к которым по чтимым церковным праздникам православные шли крестными ходами и у которых совершались молебны. В годы государственного атеизма охотники, туристы, старатели устанавливали кресты на вершинах скал, на трудных горных перевалах.

С возрождением Православия в Забайкалье поклонные кресты и их установка дают духовную защиту нашему краю.

 

По материалам Юлии Биктимировой и по книге «Крест в России». Альбом. Издание Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. Издательство «Даниловский благовестник». 2006 г.

 

Поклонный крест на Титовской сопке

Поклонный крест в поселке Вершина Дарасуна

Поклонный крест на границе трех государств

Поклонный крест в Ононской станице

Поклонный крест в пос.Безречное


Разделы
41,95 KbПри перепечатке материалов сайта просьба указывать ссылку  на  www.chita-eparhia.ru
При цитировании материалов указывать автора
© Читинская и Краснокаменская Епархия.
Адрес: 672039, Россия,
г. Чита, ул. 9-го Января, 50.

Яндекс.Метрика