Читинская и Краснокаменская епархия
Главная / Епархия / История епархии / Исторические очерки о Забайкальской епархии / Д. Саввин “Святые Врата” /
  Правящий архиерей
  
  
 
  Новости Патриархии
  
  
 
  Новости епархии
  
 
  Епархия
  
  
  
  
  
  
 
  Церковная жизнь
 
  Анонсы
  
 
  Библиотека
  
  
  
  
 
  Образование
  
  
  
  
  
  
  
 
  Газета “Православное Забайкалье”
 
  Видеостудия “СЛОВО”
 
  Святые места и святыни Забайкалья
  
  
  
 
  Общение
  
  
 
  Документы
 
  О вере Православной
 
  Экскурсии, паломничество
 
  Поиск по сайту


Полезные статьи

Внутренняя миссия в Восточной Сибири в XIX в. и

Посольский Спасо-Преображенский монастырь

Монастырь строится

На XIX-е столетие приходится время нового расцвета Посольского Спасо-Преображенского монастыря, процветания, которое не повторится вплоть до его закрытия. Впрочем, до этого времени ещё предстояло дожить. В начале же XIX-го века правительство продолжало, без особых изменений, тот политический курс, который был принят ещё во времена Императрицы Анны Иоанновны, и усугублён Екатериной II.

В начале XIX в. продолжается благоустройство монастыря, начатое во времена наместничества о.о. Андроника и Илии. В 1812 г. была закончена и освящена каменная церковь во имя Свт. Николая Мирликийского. Строительство этого храма было непростым: каменные своды, сразу после окончания кладки, рухнули, и церковь потом покрыли деревянной крышей. В те же годы, во время наместничества игумена Лаврентия (Мордовского), началось строительство каменной стены, опоясывающей Посольский Спасо-Преображенский монастырь. Сменивший его игумен (а впоследствии – первый архимандрит, настоятель Посольской обители) о. Феодорит организовал постройку новой, каменной, надвратной церкви во имя Св. Апостола Иоанна Богослова. Замысел этот не увенчался успехом – второй этаж, как и крыша в Свято-Никольском храме, едва не рухнул. Впоследствии он будет разобран, здание будет покрыто крышей, и в нём устроят настоятельские покои. Примечательно, что один из настоятелей монастыря, управлявший им в 1810-х гг. и много сделавший для обустройства обители, был происходивший из бурят игумен Серапион (Кондаков).

Основные строительные работы, придавшие монастырю тот облик, который он сохранял практически до своего закрытия, были закончены к концу 30-х – началу 40-х гг. XIX в. В Посольском монастыре было две церкви – Спасо-Преображенский собор и Свято-Никольский храм, иногда именуемый кладбищенским, поскольку на территории обители был свой некрополь. По периметру территория монастыря была опоясана каменной стеной с пятью башнями.

Отметим также, что за это время изменился статус обители – в 1836 г. Посольский Спасо-Преображенский монастырь, бывший до того III-классным (деление монастырей на три класса, по количеству братии и, соответственно, выделяемым на её содержание суммам, было введено после екатерининской секуляризации), переводится во II-й класс. Монашеская обитель на берегу Байкала по-прежнему оставалась важным транспортным узлом, что обуславливало особое внимание к ней властей, а равно и особую заботу. Примечательно, что в 1866 г., когда взбунтовались ссыльнокаторжные поляки (намеревавшиеся использовать Посольский монастырь в качестве своеобразного «форта»), для охраны обители были выделены войска. В российской, новой, во всяком случае, истории, этот является примером уникальным.

1862 г. был годом начала нового расцвета Посольского Спасо-Преображенского монастыря. В тот памятный год была, наконец, учреждена Забайкальская Духовная миссия, и Селенгинская викарная кафедра, находящийся на которой архиерей должен был заниматься преимущественно делами миссионерства. Резиденция Селенгинского Преосвященного, а с ней и центр миссии, были расположены в Посольском монастыре. Такое положение сохранялось до 1880 г., и за это время в миссионерской деятельности принимали участие многие выдающиеся, поистине высоко духовные и даже святые люди (как, напр., Св. Мелетий (Якимов), впоследствии – епископ Рязанский.)

Необходимо отметить, что миссионерская работа, хотя и не слишком активная в силу того, что оставалась ещё фактически полулегальной, осуществлялась в Забайкалье, бывшем тогда часть Иркутской епархии, и ранее. До учреждения миссии на территории современной Республики Бурятия было 3 православных миссионера (что, конечно, очень мало, но всё же больше, чем ничего.) Осуществлялись переводы богослужебных книг на монгольский язык. Многого удалось достигнуть Высокопреосвященнейшему Нилу (Исаковичу), занимавшему иркутскую кафедру с 1838 г. по 1853 г. Исключительную ценность представляют его научные труды о буддизме (в первую очередь – работа «Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири».) Об успехах его миссионерской работы говорит то, что архиепископ Нил был крестным отцом бывшего ламы Кыренского дацана, и впоследствии православного священника и миссионера, протоиерея Николая Ниловича Доржиева. Вместе с ним Владыка Нил, изучивший бурятский язык, сделал переводы Литургии, вечерни, утрени, всех обиходных песнопений, часослова, особо была составлена воскресная служба. Первое Богослужение на бурятском языке состоялось в августе 1852 г., когда освящалась Гужирская Николаевская церковь, настоятелем которой стал о. Николай Доржиев. Будучи уже на ярославской кафедре, архиепископ Нил переводит на бурятский язык 145 воскресных евангельских, и 97 апостольских чтений. Высокопреосвященнейший Нил добивался отмены клятвы хамбо-ламы, что и произошло, наконец, в 1862 г. – в год открытия Забайкальской Духовной миссии.

Первым Селенгинским епископом, очень много сделавшим для развития православной миссии в Забайкалье, стал Преосвященный Вениамин (Благонравов). Замечательно, как епископ Вениамин описывает своё состояние в момент прибытия на Байкал: «Поставленный на берегу моря (как здесь принято называть Байкал), монастырь кажется как бы плавающим по морю. А под осиянием вечерних лучей солнца, с своими белеющими церквами, он мне казался горним Иерусалимом, сходящим с небес, который тайнозритель Иоанн созерцал в своём видении. Я молил Господа, чтобы он сделал его горою Афонскою, градом Бога живого, к которому должны приступить все блуждающие во тьме языческого суеверия». Надо отметить, что труды Епископа Вениамина положили прочное основание для развития православной миссии в Забайкалье, но, к сожалению, в конечном счёте, не были развиты до конца.

При Владыке Вениамине в штате православной духовной миссии было всего 11 миссионеров, 8 послушников и 3 причетника. Однако этих небольших сил хватило для того, чтобы организовать 12 миссионерских станов, хотя сделано это было, конечно же, не одновременно. Первым в1862 г. создан Байкало-Кударинский стан, затем устраиваются Селенгинский, Цаган-Усунский, Усть-Киранский, Анкинский, Баунтовский (ориентированный на проповедь среди эвенков), Агинский, Ононский, Голоустненский, Улюнский, Иргенский, Гужирский миссионерские станы. Для подготовки миссионеров в Посольском Спасо-Преображенском монастыре было учреждено Миссионерское училище, в котором в 1868 г. обучалось 20 мальчиков из местных жителей – бурят, и ещё 23 училось в миссионерских станах. В последующем они станут проповедниками Истины Христовой в Забайкалье. Хорошо понимая бурятский народ, к которому они принадлежали, прекрасно владея, как правило, сразу несколькими языками, они становились прекрасными миссионерами, помогавшими своим соплеменниками найти путь во Св. Православную Церковь. Кроме того, в 1866 г. при монастыре была открыта богадельня для новокрещеных, преимущественно бурят и эвенков.

На то время, когда Селенгинскую кафедру занимал Преосвященнейший Вениамин, приходится также посещение Посольского Спасо-Преображенского монастыря Свт. Иннокентием, Митрополитом Московским и Коломенским, Апостолом Сибири и Америки. Большую часть своей жизни Св. Иннокентий (Вениаминов) посвятил миссионерским трудам на Дальнем Востоке и в Северной Америке, и потому, конечно же, в своих многочисленных путешествиях не мог миновать Посольский монастырь. В марте 1868 г., когда он был назначен на Московскую митрополичью кафедру, т.е. Предстоятелем Русской Православной Церкви, он провёл здесь 15 дней, ожидая переправы через Байкал. Свт. Иннокентий Московский является, без сомнения, одним из самых великих миссионеров Русской Православной Церкви, равных которому среди проповедников Слова Божия в XIX в. не было (не считая Св. Равноап. Николая Японского.) Свт. Иннокентий приобрёл всемирную известность, как выдающийся учёный, преимущественно лингвист и естествоиспытатель. Благодаря его трудам алеуты (один из аборигенных народов Северной Америки) получили письменность, а с нею и переводы основных молитв и Богослужений. И после назначения на Московскую кафедру, Свт. Иннокентий много внимания уделял развитию миссионерской деятельности. В 1869 г., благодаря его трудам, было создано Православное Миссионерское общество, которой стало центральным органом, координирующим работу всех православных миссионеров Русской Церкви. Отметим, среди прочего, что именно Свт. Иннокентий возглавил в апреле 1854 г. Богослужение в Иркутском кафедральном соборе, совершавшееся на трёх языках – бурятском, якутском и алеутском.

За то время, пока Владыка Вениамин занимал Селенгинскую кафедру, несколько изменился и внешний облик монастыря. В западной, обращённой к Байкалу стене, были сделаны каменные Святые врата, с наружной стороны украшенные иконописными изображениями, и увенчанные тремя небольшими куполами, над которыми возвышались три позолоченных креста. От врат к Байкалу спускалась деревянная лестница. В 1868 г. над могилами убиенных русских послов были поставлены металлические кресты и установлены мемориальные доски, повествующие об обстоятельствах трагедии 1650 г., а неподалёку была поставлена часовня. В 1867 г. в Спасо-Преображенском соборе были произведены ремонтные работы. Тогда же к храму (на первом этаже, в Знаменском приделе) пристроили молельню для архиерея, и пономарку (в алтарной части.) Одновременно были сооружены и некоторые хозяйственные постройки. В 1866 г. была построена гостинца для проезжающих, и примерно в то же время выстроен дом для телеграфной станции.

Преосвященнейшим Вениамином были заложены прочные основы для развития миссионерской деятельности. В те годы, во многом благодаря подвигу Свт. Иннокентия Московского, развиваются как внутренняя, так и внешняя миссии Русской Православной Церкви, в том числе, и в Восточной Сибири. Корректируются также и формы миссионерской деятельности, прежде всего, происходит отказ от материального стимулирования, вознаграждения за Крещение. Предписывается с особым вниманием относится к особенностям культуры и быта новокрещёных. В частности, Свт. Иннокентий считал обязанностью православного духовенства поддерживать все добрые обычаи, существующие у кочевых народов, и одновременно не возлагать на недавно пришедших к Вере Православной «бремена тяжелые и неудобоносимые» (Мф. 23:4). Нельзя, учил Свт. Иннокентий, например, требовать от кочевников отказа от мясной пищи во время постов, т.к. мясо их основная, а нередко и единственная, пища. Благодаря по-христиански разумному подходу к святому делу миссионерства, когда православный проповедник, по слову Св. Апостола Павла, для всех «сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22), не отступая притом от догматов и канонов Св. Церкви, многие нехристиане обратились к Православию.

После Преосвященнейшего Вениамина ещё два епископа имели в Посольском Спасо-Преображенском монастыре свою резиденцию: Владыка Мартиниан, Преосвященный Селенгинский в 1869-1877 гг., и Свт. Мелетий, окончивший свой путь на земле Рязанским епископом. Отметим, что Св. Мелетий (Якимов) долгое время труждался на миссионерском поприще, будучи в братии Посольского Спасо-Преображенского монастыря с 1861 г. до 1873 г. Правда большую часть этого времени Св. Мелетий провёл за пределами монастыря, что, впрочем, вполне естественно для иеромонаха-миссионера. Сначала он служил в Селенгинском бурятском ведомстве, с 1867 г. – в стане в Тугнуйской степи, в 1872-1873 гг. он проповедовал на границе с Монголией. В 1873-1878 гг. он, будучи уже архимандритом, настоятелем Ниловой пустыни в Саянских горах, возглавляет Иркутский отдел духовной миссии. И в 1878 г. он был рукоположен во епископа Селенгинского, возвратившись, правда, всего на два года, в Посольский Спасо-Преображенский монастырь уже в архиерейском сане. Свт. Мелетий был выдающимся православным публицистом, и одной из самых значимых его работ является практически единственное полное житие Прп. Варлаама Чикойского, Забайкальского Чудотворца (издано под названием «Пустынник Варлаам, основатель Иоанно-Предтеченского скита на границах с Монголией, в Чикойских горах за Байкалом» в 1883 г.)

Православная миссия в Восточной Сибири, центром которой в те годы являлся Посольский Спасо-Преображенский монастырь, достигла достаточно значительных успехов. Весьма показательным является то, что 21 августа 1879 г. в водах Байкала Свт. Мелетием был крещён Эмчи Гелун лама Тапчин Нагбу Манголаев (кстати, не единственный лама, перешедший в Православие в XIX в.) Таинство Св. Крещения было совершено самим Святителем, он же был и восприемником нового чада Св. Церкви. В Крещении Манголаев получил имя Владимира, также, по собственному желанию, изменив и фамилию, с той поры став именоваться Байкаловым. В последующем Владимир Байкалов будет труждаться на миссионерской ниве, в основном как переводчик. Примечательно, что перешедший из ламаизма в Православие Манголаев-Байкалов был очень хорошо образован, знал тибетскую медицину и владел тибетским, маньчжурским, китайским, монгольским, латинским и русским языками. Путь его к купели Св. Крещения был достаточно долгим и, надо полагать, очень непростым. Впервые о том, чтобы оставить ламаизм, Манголаев стал задумываться ещё в 1873 г., однако лишь спустя шесть лет сподобился войти в Церковь Христову, омывшись от заблуждений и грехов прежней своей жизни в байкальских водах.

В составе Забайкальской Духовной миссии было немало клириков и сотрудников-мирян из бурят: по данным на 1886 г., среди миссионеров было 4 священника, 2 диакона, 5 псаломщиков и 4 переводчика-бурята. Всего же в Забайкалье было около 85-и священно- церковнослужителей-бурят, среди которых были: настоятель Агинской миссионерской церкви, благочинный III округа Алексий Норбоев, упоминавшийся уже о. протоиерей Николай Доржиев, впоследствии ставший преподавателем монгольского языка в Санкт-Петербургском университете, протоиерей Афанасий Виноградов, настоятель кафедрального собора, редактор «Иркутских епархиальных ведомостей», учёный-этнограф, изучавший культуру и быт алеутов, чукчей, колош и якутов, о. Роман Цыренпилов, заведующий Верхне-Амурским маньчжурским миссионерским станом, протоиерей Константин Стуков, историк и краевед, о.о. Адриан Клюкин, Спиридон Носырев, Василий и Иннокентий Тарбаевы, Николай Гармаев и др. Всего же новообращённых бурят было около двух тысяч. Отметим также, что среди забайкальского духовенства были представители других коренных народов Восточной Сибири. Появление значительного количества клириков-бурятов, а также и эвенков, в Забайкалье, является характерной особенность Православной Церкви. Сходные процессы наблюдались примерно в то же время и в Японии. Там около половины православного священства русской миссии в скором времени составили японцы, в то время как в католической общине (основу которой составила сохранившаяся ещё с XVII в. японскую католическая колония), почти все клирики были европейцами. Проповедуя Веру Христову, православные миссионеры не стремились к культурной унификации и тем более не пропагандировали превосходства русской культуры над культурой того или иного народа.

Заботясь о том, чтобы ввести в ограду Святой Православной Церкви как можно большее число не познавших Христа людей, Забайкальская Духовная миссия не оставляла своим попечением и новокрещёных, заботясь как об их дальнейшем духовном и нравственном развитии, так и житейских нуждах. Российское законодательство конца XIX – начала XX вв., защищавшее права всех, исповедовавших нехристианские религии, в своём стремлении соблюсти принцип свободы совести, доходило до курьёзов, предоставляя неправославным и нехристианам порой много лучшие права, чем новокрещённым. По этой причине православными миссионерами много внимания уделялось наделению новых чад Св. Церкви землёй. Св. Мелетию, в бытность его миссионером в Забайкалье, удалось добиться предоставления достаточно большого количества земли для расселения православных бурят. Из созданного его трудами поселения образовалось современное село Новоспасовка (Мухоршибирский район.)

Миссионерская деятельность Забайкальской Духовной миссии будет продолжаться до конца 1917 г., когда антицерковный террор, развязанный новой революционной властью, не сделает невозможной православную проповедь. Среди Селенгинских Преосвященных, в разное время руководивших православной миссией в Забайкалье, было два канонизированных святых – Святитель Мелетий (Якимов), епископ Рязанский, Священномученик Ефрем (Кузнецов), епископ Селенгинский с 1916 г., до того также подвизавшийся на миссионерской ниве. Свщмч. Ефрем Селенгинский, убиенный за Веру Христову в 1918 г. в Петрограде, является первым канонизированным святым, родившимся в Забайкалье.

После 1880 г., когда резиденция селенгинского епископа переносится в Читу, и туда же переводится миссионерское училище, Посольский Спасо-Преображенский монастырь постепенно приходит в упадок. Вся жизнь монашеской обители была связана с апостольским, миссионерским служением, и потому, оставшись в стороне от него, монастырь лишается насельников, постепенно приходя в запустение. Ситуация отчасти напоминало положение монастыря в XVIII в., однако тогда власти были заинтересованы в его сохранении как наиболее удобного и потому стратегически важного перевалочного пункта на пути в Забайкалье и на Дальний Восток. В конце XIX в. сообщение восточных окраин Империи и центральной России было уже хорошо развито, и власти уже меньше интересовались Посольским Спасо-Преображенским монастырём как транспортным узлом.

Впрочем, все причины экономические и политические являлись отражением духовных изменений, происходивших в русском обществе. Подавляющее большинство людей, живущих в России, даже не задумывалось ещё над возможностью каких-либо серьёзных изменений в общественной жизни, укоренное в веках могучее Православное Царство казалось несокрушимым даже его противникам, однако разрушительный смерч, который сметёт его, уже приближался. Отступление от Бога, безбожие, которое к концу XIX в. стало обычным в образованной части русского общества, постепенно спускалось вглубь, разлагая простой русский народ, крестьянские корни великой Империи. Пройдет, в общем-то, совсем немного времени, и духовное растление, видимо для всех, отразиться в страшной катастрофе 1917 г.


Разделы
41,95 KbПри перепечатке материалов сайта просьба указывать ссылку  на  www.chita-eparhia.ru
При цитировании материалов указывать автора
© Читинская и Краснокаменская Епархия.
Адрес: 672039, Россия,
г. Чита, ул. 9-го Января, 50.

Яндекс.Метрика