Читинская и Краснокаменская епархия
Главная / Библиотека /
  Правящий архиерей
  
  
 
  Новости Патриархии
  
  
 
  Новости епархии
  
 
  Епархия
  
  
  
  
  
  
 
  Церковная жизнь
 
  Анонсы
  
 
  Библиотека
  
  
  
  
 
  Образование
  
  
  
  
  
  
  
 
  Газета “Православное Забайкалье”
 
  Видеостудия “СЛОВО”
 
  Святые места и святыни Забайкалья
  
  
  
 
  Общение
  
  
 
  Документы
 
  О вере Православной
 
  Экскурсии, паломничество
 
  Поиск по сайту


Полезные статьи

Белые платочки

27.04.2007

Мы знаем историю Русской Церкви в ХХ веке, когда после почти полного беспощадного уничтожения священнослужителей именно женщины составили основу Русской Православной Церкви, их страданиями и заботой сохранилось Православие в России.

«Белые платочки» — так ласково называл их в то страшное время Патриарх Тихон, ставший первым Патриархом после 217 лет отмены Патриршества в России, избранный главой Русской Православной Церкви в ноябре 1917 года — на самом пороге Смуты — и это ли не промысел Божий?

«Белые платочки» — это они, исповедницы Христовы, чаще всего уже пожилые, на своих плечах пронесли Церковь в годы открытых гонений, смиренно и кротко, незаметно совершая свое служение. Это они тайно сберегали оставшиеся святыни из разрушенных на их глазах храмов, помогали священникам в ссылках, молились за мир и согласие в нашем Отечестве.

Сколько их сгинуло в то лихолетье, но ничего не могло их остановить — жить они могли только по заповедям Божиим. Они повторили подвиг Жен-мироносиц, до самого конца у Креста Господня предстоящих.

А позднее — во времена не менее страшных, уже скрытых преследований за веру, когда Бог, насколько это было возможно, был стерт из умов и сердец советских людей — кто хранил веру Православную? Службы совершались в полупустых храмах, «для трех старушек», как иронизировали в то время, но давайте представим себе, если бы не было и их? Мы-то, гордясь своим неверием, в церкви и не заглядывали…

Их и теперь в храмах совсем немного, этих, образно выражаясь, «белых платочков наших дней», и сейчас, когда храмы наполнены людьми более молодого поколения, бабушки как-то теряются среди них.

К сожалению, не все они, хранившие веру Христову на нашей забайкальской земле, дождались возрождения Православия. И все же Господь сподобил наших верующих бабушек, — пусть и немногих — дожить до того времени, когда в Чите возведен новый кафедральный собор.

Рассказывая о них, я хотела указать их фамилии, но многие просили не делать этого. «Что мы такого сделали? Что о нас-то писать?»

Что они сделали, эти Анны и Татьяны, Надежды, Валентины и Марии, Анастасии и Лидии, эти Ольга и Феодора, бабушка и прабабушка маленькой внучки Анечки, не пропустившие с ней ни одного молебна, эти Елены и Клавдии, Антонины и Тамары, Людмилы, Галины и Зинаиды и многие другие читинские православные старушки, верные исповедницы Христовы?

Да, они не возводили стены собора, не поднимали купола, не штукатурили. Но они всегда были рядом. Они жертвовали из своих мизерных пенсий на строительство собора, а кто-то отдавал почти всю пенсию, они мели и мыли в храме, готовя храм к освящению, а главное, они молились за него и радовались каждому новшеству в нем.

А еще они, не думая об этом, стали примером для нас, примером Любви к Богу, когда выстаивали долгие службы, когда шли в крестный ход, ни на что не жалуясь. Это от них, наших православных бабушек, часто слышишь: «Слава Богу за все!» Многим из них за восемьдесят, плохо видят глаза и слышат уши, разные болезни донимают, но все равно: «Слава Богу за все!»

Разные у них судьбы, по-разному они пришли к Богу. Кто-то уже с детских лет, живя в семье, хранящей веру Христову, претерпел непонимание и оскорбления от других, но не отрекся от веры православной. Кого-то и теперь не понимают неверующие близкие. Кого-то в храм привело горе. А кто-то из них уверовал совсем недавно, «случайно» попав на молебен у строящегося собора.

До строительства Казанского кафедрального собора в Чите все они были прихожанками других православных храмов города, но, понимая великую силу молитвы, стали ходить на молебны о благопоспешении строительства. Некоторые бабушки постоянно приезжали на молебны даже из такого отдаленного района Читы как КСК.

Об этих молебнах все они вспоминают с теплотой. И, наверное, многие хотели бы вернуть то время, то ощущение единения и ожидания какого-то чуда, когда в зимние вечерние часы в недостроенном соборе маленькая горстка прихожан с владыкой Евстафием молят Господа, Пресвятую Богородицу и святых о храме, об Отечестве нашем, обо всех нас молят.

В дивном храме полутемном

Лишь свечами освещенном,

В предзакатный час, в тиши,

Совершается молебен

О строительстве собора…

Совершается молебен

О строительстве души.

Т.И. Дмитриева



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Читинская и Краснокаменская епархия»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: chita-eparhia.ru

Все новости раздела





Разделы
41,95 KbПри перепечатке материалов сайта просьба указывать ссылку  на  www.chita-eparhia.ru
При цитировании материалов указывать автора
© Читинская и Краснокаменская Епархия.
Адрес: 672039, Россия,
г. Чита, ул. 9-го Января, 50.

Яндекс.Метрика